"ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ"

Журнал "Новое время" №31
2000
Е. Дробзяко

Фильм Алексея Учителя "Дневник его жены" получил "Гран-при" "Кинотавра", и путь в конкурсную программу Московского кинофестиваля был ему закрыт. А ведь мог реально претендовать на приз. Спецпоказ "Дневника... " собрал полный "Пушкинский" зал. Все знали, на что шли. На афише – дорогая россыпь фамилий. На экране – невероятно красивая картина.

Тандем режиссера Алексея Учителя и сценариста Дуни Смирновой считается успешным уже потому, что единожды заявив о себе, он образовал новое созвездие среди известных уже союзов Абдарашитов-Миндадзе, Шахназаров-Бородянский или братьев Коэнов. Учитель-Смирнова применили популярный прием – снимать любимых актеров, и Галину Тюнину, главную героиню из "Мании Жизели" перевели в новый фильм, опять наделив ее трагической судьбой – судьбой жены Ивана Бунина.

Фильм о гении литературы и падшем ангеле Иване Бунине (Андрей Смирнов), мечущемся между любовницей Галиной (Ольга Будина), ее любовницей Маргой (Елена Морозова), женой Верой. Трудно представить, что такое замысловатые отношения приносили радость писателю, рвущему на экране себе и другим душу. Но другой жизни у него не было. Учитель показал неведомую, засекреченную сторону Бунина, человека страдающего и приносящего страдания, сосредоточившись на его личности, а не на месте в литературе. Даже Нобелевская премия кажется только поводом для совместного празднования с женой и любовницей, а не событием всемирного значения.

Режиссер Андрей Смирнов естественен и органичен в роли Бунина. Не без помощи дочери. Дуня Смирнова писала сценарий исключительно под Андрея Сергеевича. Как всегда, узнаваемо хорош Евгений Миронов, играющий в "Дневнике" роль литератора Гурова, а в семье Бунина – приживалы, утешителя Веры Николаевны.

Фильм снят оператором Юрием Клименко, отличившемся в кинематографе работами с Муратовой, Хамраевым, Данелией, Параджановым, Хамдамовым, Кайдановским, Соловьевым. "Дневник его жены" очень живописен по картинкам, в кадрах – возникающие из солнечного света фигуры, стильный антураж, сочный цвет – ничего лишнего, отвлекающего, поэтому фильм смориться на одном дыхании. Дыхании "его жены", которая скажет в финале: "Ян умер... А потом умерла я".