НОЧНАЯ ПРЕМЬЕРА В "ПУШКИНСКОМ"

delo.open.ru

... Алексей Учитель, прославившийся как документалист, уже не в первый раз обращается к жанру "биографического кино" из серии "ЖЗЛ". Предыдущий пример – "Мания Жизели", где тоже действовали сплошь исторические персонажи в революционном ин- и экстерьере. В пресс-релизах нового фильма особо отмечается, что в работе были использованы документальные свидетельства, дневники, мемуары, письма, в которых встречается имя поэтессы Галины Кузнецовой. В "Дневнике его жены" в морских пейзажах и изящно меблированных комнатах бродят Андрей Смирнов (Бунин), Галина Тюнина (Вера Николаевна), Ольга Будина (Галина Кузнецова), Елена Морозова (Марга), Евгений Миронов (Гурин). Очередное выдвижение на Нобелевскую премию, награждение, начало войны, оккупация Франции, празднование победы под Сталинградом, который Бунин никак не хочет называть по-новому, поскольку есть город Царицын... Гурин любит Веру Николаевну, Вера Николаевна любит Бунина, Бунин – Галю, Галя – Маргу, Марга – Галю. Последняя пара в некотором смысле – единственная счастливая в этой истории.

Может быть, виной тому позднее время показа, может быть – реальные недостатки сценария Дуни Смирновой и его последующей режиссерской разработки, но почти во всякую минуту хочется сказать: "Не верю!". Таково, впрочем, отличие талантливого рассказа от иного другого: талантливый вызывает доверие, даже если в нем присутствуют очевидные натяжки и расхождения с правдой жизни, не слишком – вызывает сомнения даже там, где авторы как будто не выходят за границы строгой документальности. Наверное, Бунин не слишком лестно отзывался о Ленине. Так оно и было. И большевиков люто не любил, но фразы, вероятно, хорошо "пошедшие" бы в годы перестройки, тогда бы вызывавшие радость (и вызывавшие – просто забылся уже тот антибольшевистский энтузиазм), сегодня... не радуют. В смысле: "Жизнь Арсеньева" интереснее. Выхваченные из контекста реплики кажутся фальшивыми.

Нет желания искать недостатки в работах актеров, поскольку все они играют хорошо в меру таланта и – хорошо известных возможностей. Так они уже играли, и не раз. И это тоже мешает нашей зрительской доверчивости. Меня пытаются убедить, что это Бунин, к тому же незадолго до московской премьеры по телевизору Смирнов успел сказать, что такого Бунина в Карловых Варах приняли (хоть и не дали призов), а я вижу Андрея Смирнова, очень хорошего актера (и режиссера). То же, увы, и с Тюниной, и с Мироновым... "Неузнаваемость" Елены Морозовой проще всего объяснить скромностью ее киноопыта. Играет она хорошо.

Из того, что показалось удачным, назовем операторскую работу Юрия Клименко. И музыку Леонида Десятникова, уже награжденного в Сочи "за музыкальную гармонию в киноискусстве".