ИСТОРИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ЛЮБВИ

Газета "Златоусовский рабочий"
13.03.2001
И. Ликинская

В рамках фестиваля "Новое кино России" в Златоусте состоится премьера фильма Алексея Учителя "Дневник его жены". Фильм рассказывает о последней любви замечательного русского писателя, первого Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина. Думается, наш зритель, для которого, как и для всей России, знакомство с Буниным произошло довольно поздно, найдет, что эта картина интересна во всех отношениях.

Может быть, сначала, узнав об интимных подробностях биографии писателя, кто-то захочет открыть для себя неповторимый бунинский мир, полный человеческих страстей, чувственных изображений природы и глубокой мудрости истинного философа.

В 1930 году вышел роман Бунина "Жизнь Арсеньева". Он и поставил точку в спорах о Нобелевской премии. Члены жюри сошлись во мнении, что такой человеческой книги не было еще во всей Европе.

До Бунина Нобелевскими лауреатами были Кнут Гамсун, Анатоль Франс, Бернард Шоу, Томас Манн, Синклер Льюис и Джон Голсуорси.

Бунин, конечно, не мог знать, что официальное правительство России делало все, чтобы помешать ему получить премию. Есть документы МИДА, донесения посла СССР в Швеции Александры Коллонтай и разведчиков на этот счет. И в своей речи на вручении премии он говорил о том, что хоть и является изгнанником, но все равно – русский и представляет Россию, правда, без флага, гимна и посольства, и благодарил собравшихся за любовь к свободе, к искусству, к подлинной литературе.

Главными темами его прозы всегда были любовь, смерть, жизнь, то есть основные вопросы человеческого бытия. Он всегда был чужд нарочитой социальности и стоял как бы по ту сторону добра и зла, за что был часто не принимаем и запрещен в СССР. В рассказе "Генрих" Бунин пишет будто о себе: "Меня обвиняют в бесчувствии и низких побуждениях. Подлые души! Хорошо сказано в одной старинной книге: "Сочинитель имеет полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каково во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и воятелям, только подлые души видят подлое даже в прекрасном или ужасном!"".

Сценарист Дуня Смирнова и режиссер Алексей Учитель в своем фильме о Бунине шли именно за этой его смелостью, не боясь вызвать гнев так называемых "подлых душ". Историю последней бунинской любви рассказал Дуне отец, кинорежиссер и актер Андрей Смирнов (автор знаменитой ленты "Белорусский вокзал"), который всю жизнь занимался творчеством писателя. Удивительно, но данное обстоятельство наложило отпечаток даже на внешность Смирнова, который с возрастом, говорят, стал приобретать все большее сходство с самим писателем, и если бы не был так высок ростом, это сходство было бы разительным. История, которую рассказал дочери отец, сама просилась на экран, и, естественно, когда сценарий был готов и его предложил режиссер А. Учителю (уже поставившему вместе с Дуней Смирновой фильм "Мания Жизели" о жизни русской культуры в изгнании), он согласился при условии, что роль Бунина сыграет Андрей Смирнов.

В основе фильма – действительные события, описание которых можно найти в дневниках жены Бунина – Веры Николаевны Муромцевой (отсюда и название фильма), а также в дневниках той, кто стала его последней любовью и горькой мукой, молодой поэтессы Галины Кузнецовой, жившей вместе с Буниными на их вилле "Бельведер" во Франции недалеко от Грасса.

"Я вдруг поняла, – пишет Вера Николаевна в своем дневнике, – что не имею даже права мешать Яну (так Вера Николаевна называла мужа) любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе...".

Но не интерес к двусмысленной ситуации – когда в странный любовный многоугольник оказались вписанными сам Бунин, его жена, его возлюбленная, любовница его возлюбленной и воздыхатель его жены – руководил авторами картины. Прежде всего они хотели воссоздать атмосферу жизни русской эмиграции и изысканно красивый стиль эпохи, на фоне которого развертывается мучительная драма, героями которой являются стареющий, но не желающий с этим смириться писатель и любящие и любимые им женщины.

Актрисам, сыгравшим в фильме, удалось воплотить в своем облике именно этот стиль. Особенно хороши оказались Галина Тюнина в роли жены Бунина и Елена Морозова – подлинное открытие фильма – в роли любовницы Галины Кузнецовой, певицы Марги Степун, особы, известной в эмиграции, умевшей привлечь к себе внимание. Надо сказать, что авторы фильма, изменившие имена действующих лиц (подлинное имя носит только главный герой), тем самым как бы превратили документальную историю в вымышленную. В результате, как написали в критике, "получилось просто культурное кино, что не так уж просто".