"ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ"

kinopoisk.ru
05.10.2000
Татьяна Сарана

Биографическая ретро-драма

Эта лента повествует о знаменитом русском писателе Иване Бунине и его последних пятнадцати годах жизни в эмиграции. Признавая, что работа петербуржского режиссера Алексея Учителя – внешне мастеровитая, выглядящая модно благодаря своему декадентскому, изломанному, истерично-насмешливому пафосу, все равно трудно отделаться от ощущения, что она страдает некоторыми этическими и эстетическими просчетами. Главный герой назван своим настоящим именем, а вот ряд людей из его ближайшего окружения вовсе не соответствуют прототипам и подчас имеют иную судьбу, чем в реальной жизни. И в данной картине можно наблюдать словно двойное замещение своеобразной "причастности к Бунину".

Сам замысел родился только оттого, что съемочная группа "Мании Жизели", раздумывая, что делать дальше, сидя за ресторанным столиком, вдруг обратила внимание на сходство известного режиссера Андрея Смирнова, папы сценаристки Дуни Смирновой, с великим мастером русской словесности. Хотя Иван Бунин был пониже ростом да и старше на десяток лет, то есть почти семидесятилетним, когда только начинается экранный рассказ о нем, а вот Смирнову не исполнилось и шестидесяти, что, разумеется, смещает акценты, особенно в отношениях Бунина с его ученицей Галиной Кузнецовой (по фильму – Плотниковой).

Но ведь именно через Андрея Смирнова создатели ленты чувствуют себя как бы приближенными к Ивану Бунину – знаменательно, что сразу две рецензии на "Дневник его жены", впервые показанный на фестивале "Кинотавр" в Сочи, назывались "Дунин Бунин". Будто рассказывается абсолютно современная история про отдых московско-питерской богемы в Крыму (где, между прочим, и снята французская Ривьера), которая реализует свои сексуально-творческие комплексы, выдавая себя за окружение первого русского лауреата Нобелевской премии в области литературы, кстати, получившего ее лишь с третьего захода.

Порой происходящее в этой картине действительно мило и забавно, привлекает игрой актеров (в первую очередь, Галины Тюниной в роли Веры Муромцевой, жены Бунина, пусть исполнительница гораздо ее моложе), но все-таки лишено искренней боли и сочувствия, что присутствовало в еще более манерной и вычурной, однако парадоксально живой и страстной "Мании Жизели". А "Дневник его жены" кажется созерцательно-отстраненным и, как выяснится в самом финале, поведанным словно из загробного мира, куда жена удалилась вслед за великим мужем, предоставив возможность всем желающим додумывать собственные истории про автора "Легкого дыхания" и "Темных аллей" – хотя это удается лишь натужно, с затрудненным дыханием, бесстрастно.

Тем не менее (вот казус!), второй опыт сотрудничества режиссера Алексея Учителя с самодеятельной сценаристкой Дуней Смирновой был принят в России куда благосклоннее, чем неровный, разностильный, но как раз страстный до маниакальности дебют признанного документалиста в игровом кино. Именно "Дневник его жены" осыпали на родине наградами – а вот на Карловарском фестивале он ничего не получил и вполне закономерно не попал в заветную "пятерку" оскаровских номинантов. Потому что американцы даже в судьбах "испорченных гениев" все равно предпочитают сентиментальный и трогательный аспект человеческой истории.