ПОЧЕМУ ВОЛКОДАВ НЕ ПРАВ

Журнал "Новое время" №24
2002
Валерия Новодворская

От многих картин – много печали. И умножая достижения кинематографа, ты умножаешь скорбь. Так выглядят слова Библии применительно к майскому экрану. ...

Ren-TV показало сильнейшую и по части идеалов, и по части художественного совершенства украинско-польскую экранизацию "Аквариума" Виктора Суворова. И стало обидно, завидно и досадно. А родной российский канал решил внести свою лепту в празднование Дня Победы и продемонстрировал фильм "В августе 44-го" Пташука (до сей поры скромно таившийся в Доме Ханжонкова), предварив этот шокирующий показ еще более шокирующим рассказом о трогательном участии в съемках пана Лукашенко, мобилизовавшего в массовку почти всю белорусскую армию. Видимо, это сообщение должно было растрогать зрителей РТР до слез. Особенно если они читали первоисточник в "Новом мире". Давным-давно, в темные застойные века. Правда, пришлось сквозь зубы упомянуть, что В. Богомолов, автор романа, потребовал убрать свое имя из титров фильма. Однако режиссера Пташука (и, конечно, А. Лукашенко с его армией) это не остановило.

Мы читали тогда богомоловский текст как некое зашифрованное послание, помня, что автор "Иванова детства" не может всерьез писать боевики и "саспенсы". И впрямь, увлекательные приключения смершевского коллектива мы пролистывали, чтобы добраться до главного, ради чего потенциальный самиздат подогнали под "Мир приключений".

Зашифрованное послание образа молодого армейского капитана давало нам крупицы правды: смершевцы лезли в душу и судьбы людей; зря допрашивали и угрожали всякими карами честным офицерам, подозревая погибший личный состав в том, что он перебежал к немцам; поедали трофейные сосиски и белый хлеб, которого не видели в окопах и который полагался только летному составу. Словом, СМЕРШ представал перед нами таким, каким он был: наглой, самодовольной, пирующей за счет армии инквизицией, тыловыми крысами, отягчающими нелегкое бремя солдат и офицеров, опричниками власти. Может быть, весь роман был написан ради этих нескольких строк...

И вот в фильме ничего этого не осталось. Только бравые ребята-супермены, этакие волкодавы, и лопух-капитан, погибший из-за собственной дури. А "ребята-особята" давят предателей, работавших на врага, и сидевшие в лагерях сплошь враги советской власти, и такое их множество, что славным органам таскать не перетаскать...

В "Круге первом" один из персонажей Солженицына говорит, что волк не прав, а волкодав прав. Фильм Пташука вызывает нестерпимую ненависть к волкодавам в законе.

Так ли уж не прав волк?

Волк из "Аквариума", лирический герой Виктора Резуна, настоящий супермен, который не смог долго терпеть рабское положение янычара. Настоящего волка или убивают охотники из ГРУ, или он все бросает и уходит за флажки, зарабатывает смертный приговор, переходит на сторону Запада, где, возможно, и казнили своих шпионов совсем недавно, но где никому не придет в голову совать их живьем в топку или заживо хоронить.

Да, Украина ушла за флажки советскости. Ушла вместе с Польшей, Чехией, Венгрией, Балтией. Фильм просто звенит от ненависти. Украина срывает с себя свое прошлое, как Геракл плащ Деяниры. Она не приемлет его более.

А мы, судя по фильму Пташука, культивируем его.