СЛУЖИТЬ В РАЗВЕДКЕ, ИГРАТЬ В КИНО

Газета "Нижегородские новости"
Ольга Горнова

Давненько наши режиссеры не снимали интересных фильмов о войне. И вот – крупнейшая постановка студии "Беларусьфильм" "В августе 44-го" Михаила Пташука, которая идет сейчас в киноцентре. ...

В отличие от большинства перестроечных и постперестроечных кинопостановок о войне, "В августе 44-го" интересен не идеологически, а эстетически. Захватывает не какой-то новаторский взгляд на войну, не разоблачение "запретных" подробностей, а то, как это сделано. Фильм никакой особенно новой информации о войне не несет – он выглядит по-новому. Возможно, именно современный, нестандартный стиль картины и стал камнем преткновения для режиссера и писателя. В фильме "про разведчиков" нет места ни батальным сценам, ни солдатской лирике. Полудетектив-полубоевик, фильм держится на колоссальном напряжении – психологическим и интеллектуальном.

У киноискусства и искусства разведки, определенно, немало общего. Хорошего разведчика может сыграть лишь очень хороший актер, а хороший разведчик, в свою очередь, обязан быть хорошим актером. То, на ч ем держится и кино, и разведка, – это внимание к моменту и внимание к детали. Тень на лице, дернувшееся веко, испарина на лбу, шорохи из-за угла, следы на песке, зазубрины на дереве – эти мелочи решают слишком многое. Слишком дорого обходятся помарки разведчиков, слишком дешево выглядят помарки актеров.

Фильм погружает зрителя в сверхнаэлектризованную атмосферу тревоги. Недаром была высоко оценена работа оператора: взгляд его камеры столь же настороженный и зоркий, как взгляд разведчика. Именно его мастерству зритель обязан глубокой погруженностью в опасную виртуальную игру.

Сильны в фильме и психологические моменты. Кроме скрытого противостояния русских и немецких разведчиков, в картине показано и противорстояние разведчиков и фронтовиков, вроде бы незаметной, кропотливой работы первых и героизма вторых. В конце-концов, разведка – это ежеминутный выбор: между да и нет, между умом и эмоцией, между жизнью и смертью.

Кульминационный эпизод, в котором и наступает "момент истины" – самый яркий в картине. В течение минут пятнадцати "наш" Евгений Миронов и "не наш" Александр Балуев ведут напряженный диалог, глядя друг на друга, а зритель не отрываясь смотрит на экран, практически ощущая себя "там".