"В АВГУСТЕ 44-ГО"

kino.orc.ru
Джон Сильвер

Для меня военно-приключенческое кино российского производства кончилось где-то на грани 80-х и 90-х. Потом отечественный кинематограф начал помирать под утробные призвуки заполнившей экраны "чернухи". Однако жизнь преподносит все-таки некоторые сюрпризы. Понадобилось десятилетие для осознания того, что кинематографу нужны все жанры, а не какой-то один по выбору спонсоров. И чудо случилось: военно-приключенческий фильм на наших просторах все-таки появился. Правда, не российского производства, а белорусского. И это, кстати, весьма показательный момент. Другой, не менее выразительный – то, что снят он по роману Владимира Богомолова "Момент истины". Это не простое произведение, а культовое. Тогда, в 80-х, подобных словей еще не употребляли, но "Момент истины" был любимым чтивом молодых людей самого разного возраста. Роман считали захватывающим и немного альтернативным – потому что в нем речь шла о СМЕРШе, организации, упоминание которой в художественной литературе считалось – как бы это сказать? – неуместным, что ли.

Итак, речь в фильме Михаила Пташука идет о СМЕРШе. Точнее – о трех офицерах этой службы. Для пущей точности сообщим, что приведенная аббревиатура расшифровывается как "смерть шпионам". Действие происходит в Западной Белоруссии, вблизи городка с ласковым названием Лида. В близлежащих лесах, только что освобожденных от немцев, засечен вражеский передатчик. Это значит, что где-то неподалеку орудует диверсионная группа. Для ее обнаружения высылается группа в составе капитана Алехина, старшего лейтенанта Таманцева и лейтенанта Блинова. В сущности, им предстоит найти иголку в стоге сена. Работа нечеловечески тяжелая, но настоящий профессионал справится с любым делом. И трое контрразведчиков принимаются за дело, прочесывают лес, быстро берут след и очерчивают круг подозреваемых.

В общем, ничего, кроме поиска диверсантов, фильм не содержит. Но и не обещает. Зато мы получаем увлекательный сюжет и настоящих героев. Причем героев однозначно положительных и при этом не схематичных, что по нашим временам – довольно большая редкость. Им, конечно, случается проявлять жестокость, но эта жестокость на 200 процентов оправдана ситуацией и выглядит как обыкновенный прием в их опасной работе. Потому что не в бирюльки играют эти суровые мужчины, а балансируют на грани жизни и смерти. Жестокость их всегда мотивирована. Они не будут стрелять просто так. Они вообще не любят красоваться – настоящий профессионал всегда предпочтет действовать просто, если есть такая возможность. Правда, в составе тройки есть старший лейтенант Таманцев, который иногда работает броско и вроде бы на зрителя. Но нас убеждают, что такова его натура, что иначе он не может. И мы этому верим, потому что все остальное показано с максимально убедительной правдоподобностью.

Что можно было ожидать от белорусского фильма, снятого на военную тему? Чего-то серьезного, неулыбчивого, философского, трагического, и к тому же традиционного по художественной манере. Получился фильм-экшн, который по сюжету и постановке можно считать вполне современным. Как и по манере. Съемка не скажу, чтобы модернистская, но очень изобретательная и демонстрирующая хорошее знакомство режиссерской и операторской службы с последними веяниями в мировом кинематографе. Это впечатление может показаться странным, потому что визуальный ряд имеет отправной точкой реалии 40-х, и взгляд то и дело наталкивается на допотопные грузовички, гимнастерки и прочий военно-патриотический антураж. Однако если сделать над собой усилие, абстрагироваться от признаков эпохи и представить, что перед вами – не красноармейцы на раздолбанных белорусских дорогах, а рейнджеры в иракской, например, пустыне, то можно довольно легко убедить себя в том, что вы смотрите не "В августе 44-го", а, допустим, "Три короля".

Тут я, пожалуй, несколько хватил. Все-таки работа Пташука более традиционна. С другой стороны, у нее есть то, что не хватает большинству американских военных фильмов – искренность. И есть прекрасная актерская игра. И есть отлично выстроенный сценарий. Кроме того, фильм идеально заполняет совершенно свободную нишу, давая отечественному зрителю то, чего он так долго был лишен. Знаете, я не ожидал, что "В августе 44-го" станет модным фильмом. Все же наиболее мобильная аудитория нынче ищет героев не на полях Великой отечественной, как, скажем, пятнадцать лет назад, а в заокеанских или футуристических интерьерах. Так я считал. Но я жестоко ошибался. Молодежь будет искать кумиров там, куда ей предлагают войти. Если перед ней разворачивают очищенную от идеологической шелухи картину смертельно опасных приключений по событиям Великой отечественной – она не станет отказываться. А при грамотной подаче материала сделает из героев такого фильма культовых персонажей.