РЯДОВОЙ РАЙАН ПО-НАШЕМУ

Газета "Культура" №47
14-20.12.2000
Светлана Хохрякова

9 декабря в Измайлове Днем российского кино открылся 45-й Международный кинотелевидеорынок. Фильмов, как ни странно, набежало, было что посмотреть. Тут и "Ландыш серебристый" Т. Кеосаяна, а в воскресенье показали скандально известную из-за тяжбы сценаристки с продюсерами картину этого же режиссера "Президент и его внучка", два фильма С. Дружининой – "Завещание императора" и "Завещание императрицы" из проекта "Тайны дворцовых переворотов", "Два товарища" В .Пендраковского по В. Войновичу и, наконец, долгожданную картину М. Пташука "В августе 44-го". Сам режиссер, живущий в Минске, в Москву не приехал. Многострадальную картину представляли продюсер Владимир Семаго и актер Владислав Галкин. Напомним, что фильм этот хотели сделать к 55-летию Победы, но не успели. Все время испытывали какие-то финансовые потрясения, несмотря на то, что средства были выделены самим А. Лукашенко, и средства весьма серьезные. Называют даже сумму – 1 миллион долларов. Для нашего кино – цифра серьезная. Говорят, что глава Беларуси давал установку сделать фильм на "Оскара". И поскольку, по мнению руководства, до оного не дотянули, головы полетели. Теперь все время ходят разговоры о якобы имеющихся финансовых нарушениях, связанных с этим проектом. И на самого Пташука свои же коллеги по "Беларусьфильму" наезжали не раз: мол, "съел" все деньги, другим ничего не досталось. Но это еще не все. Автор романа "В августе 44-го", семидесятичетырехлетний Владимир Богомолов, свое имя из титров изъял – слишком многое его не устраивает в картине. А посему весьма нелепо выглядит на экране уведомление, что фильм снят по мотивам одноименного романа, а имя писателя не указано. Богомолов изложил перечень претензий к создателям картины. В нем много мельчайших деталей, частностей, касающихся, допустим, военной формы, которую как-то не так, неправильно носят в кадре персонажи. Известно и другое: много лет назад роман этот уже пытался экранизировать В. Жалакявичюс, но Богомолов тогда этот фильм прикрыл, и где он теперь, неизвестно. Утверждают, что и в Госфильмофонде нет следов того "Августа". Теперь иные времена, и просто так кинопроизводство, да еще столь дорогостоящее, не прикроешь. Фильм вышел, но в его титрах слова "Беларусьфильм" нет, одна лишь ссылка на белорусское министерство культуры осталась, что тоже странно. Заранее прошу прощения за возможные неточности, но больно уж история запутанная. Картину ныне представляет дистрибьютерская компания "Панорама".

Представитель последней рассказал, что фильм, возможно, еще будет переделан, что изымут сцену со Сталиным, по сути, ничего не дающую, уберут финальную песню в исполнении А. Градского, который и написал музыку к фильму, но запел лишь под занавес, что картине не на пользу. Вот такой сыр-бор. Изначальное название фильма Пташука, а некогда и романа, "Момент истины", очень подходит обсуждаемому нами произведению, потому как момент этот выявить при столь сумбурных обстоятельствах абсолютно невозможно.

А картина между тем получилась вполне достойная. Прежде всего, она хорошо снята оператором В. Спорышковым. И ансамбль актерский сложился, что не так часто бывает. В главной роли – Евгений Миронов, маленький человек на войне, умный, изворотливый, рисковый. Вместе с брутальным Владиславом Галкиным, которого наша публика, вероятно, помнит по фильму С. Говорухина "Ворошиловский стрелок", и молодым и очень способным актером Ю. Колокольниковым (дебютировал в "Зависти богов" В. Меньшова), обладателем такого типа лица, про которое обычно говорят, что его камера любит, – они-то и составили отличное трио. Три характера, три разных человека, типажа, объединенных войной и единым мужским делом. Люди эти выполняют особо важное задание – разыскивают резидента германской разведки, призванного уничтожить руководителей Ставки. Как гласят анонсы, "В августе 44-го" – "военно-приключенческий фильм о борьбе контрразведчиков с немецкими диверсантами". Мы уж было отвыкли от подобных сюжетов. Новейшее отечественное кино не баловало нас такого рода историями. Даже стало казаться, что подобные зрелища мало кого ныне могут взволновать.

Фильм получился тревожным, каким-то дискретным, рваным по ритму, что в данном случае не минус, а плюс. У него сбивчивая интонация. Все время чувствуешь угрозу, опасность, которые поджидают героев на каждом шагу. А это как раз то, чего требует избранный авторами жанр. Никаких батальных зрелищ, только камерные сцены – глаза в глаза, один на один, с великолепными крупными планами Миронова, Балуева, да почти всех героев, и в них сказано все. Вся правда об этой войне и о человеческом естестве, резервах тела и души. Это, если угодно, наша "Тонкая красная линия", "Спасти рядового Райана". Почему бы и нет? Та же тревога в душе и глазах молодого бойца Юрия Колокольникова. Хотя на "Оскара" фильм не потянет.