"В АВГУСТЕ 44-ГО"

Журнал "Афиша"
17.04.2001
Кирилл Макаренков

Освобожденные территории Западной Белоруссии августа 44-го: леса, заваленные горами трупов и арсеналами оружия, неприязнь населения к советским войскам – идеальная ситуация для подрывной работы диверсантов в нашем тылу. Контрразведчикам из СМЕРШа (сокращение от "Смерть шпионам" – организации в структуре НКВД), трем молодым офицерам, поручено в кратчайшие сроки разыскать диверсионную группу, передающую радиограммы врагу.

Трудно непредвзято начинать смотреть фильм, если первый же титр сообщает, что он снимался под "личным патронажем президента Лукашенко". Тут уж, как говорил в таких случаях Марселлас Уоллас, "Fuck your pride, Butch". Но оказывается, что "В августе 44-го" – крутой психологический триллер, какой последние 10 лет на территории бывшего СНГ пытаются делать практически все, да ни у кого ничего не получается. Режиссеру Пташуку удалось сделать это самыми архаичными способами. Никакого внешнего нагнетания нет: солнечный конец лета, на заднем плане – войска, беспрерывно двигающиеся на Запад; лишь нервные лица на крупных планах поддерживают беспокойство. Напряжение, проявившееся уже в первых кадрах ("Не нравится мне этот лес, в нем погиб лучший парень на земле..."), тем не менее не оставляет зрителя до самой развязки.

"В августе 44-го" – случай изящной рокировки. Раньше, в СССР, фильмы про подвиг советского народа начиняли саспенсом для затравки зрительского интереса. Теперь подвиг советского народа используется как фактура для триллера. Когда словосочетание "военно-патриотический фильм" плотно забыто, а от идеологии постсоветские режиссеры бегут, как от бомбы, триллер ищет свежей крови и находит ее на Великой Отечественной войне. Землистые солдатские гимнастерки, составы, танки, бороздящие белорусскую распутицу, – неожиданный и эффектный антураж для жанра, Пташук – возможно, первый, кто оказался на верном пути; его фильм – качественный коммерческий продукт. И, кстати говоря, никаких идеологических рамок.