КИНО ПРО ВОЙНУ: ЛЖЕАПОСТОЛЫ И К*

Газета "Волна" №17
06.05.2008
Людмила Ашиток

Перед каждым Днем Победы активизируются все телеканалы, стараясь выпустить новый сериал о прошедшей Великой Отечественной. Получается не всегда.

Чаще эксплуатируется тема последних дней войны, когда смерть молодых воинов выглядит особенно героично. Или же стараются завлечь приключенческим сюжетом о том, как наши доблестные разведчики помешали фашистам пустить в ход очередное супероружие, как правило, мифическое. В прошлом году, помнится, были какие-то сверхзвуки, вызывающие помутнение сознания бойцов на поле битвы. В нынешнем – в только что запущенном – "Разведчики. Последний бой" – некие летающие "тазики".

Еще одна любимая тема – герой-одиночка, от сноровки и силы духа которого зависит исход сражения. То прошедший ГУЛАГ генерал спасает наш бронепоезд от вражеских рук, то казак-пластун берет в плен немецкого генерала, пытавшегося скрыться от возмездия. Сейчас ожидается очередной герой в фильме "В июне 41-го" в исполнении Сергея Безрукова – лейтенант-пограничник...

Это очень здорово, что режиссеры не забывают о теме войны, страданий, но главная беда всех этих фильмов в том, что они, к сожалению, не трогают душу, превращаясь в красиво сделанную игру-стрелялку. Из всех прошедших за последнее десятилетие картин, зарубки в сердце сделали лишь несколько – римейк "Звезды", который получился ничуть не хуже старого фильма, и еще один – китайские "А зори здесь тихие" с нашими молодыми актерами, подкупающий своей искренностью. С большим натягом – "Ленинград". Может, все дело в первоисточнике – хорошей литературе Казакевича, Васильева?

Но в этом году появилось и нечто новое, претендующее на спор с самими "Семнадцатью мгновениями весны" – "Апостол". Насторожили и название, и заставка фильма с агрессивной немецкой хроникой, которая явно смакуется в противовес картинам тихой Москвы. Противоборство разведок, сложные сюжетные ходы, может быть, и вызывают интерес, но... Какой из Евгения Миронова Штирлиц?

Он, впрочем, мог бы им стать, если бы из него, интеллигента, НКВД не сотворило урку. Хотя бы раз нам покажут обратный процесс – как из "редиски" делают хорошего человека? Миронов здесь весь соткан из штампов, и если говорить об актерской игре, то большее впечатление производят Николай Фоменко и Дарья Мороз.

Важный "идеологический" прокол сериала – его герой-индивидуалист. Ради чего борется разведчик Истомин, который, оказывается, вовсе не любит свою родину? Ради жены и сына. Цель прекрасная для голливудских блокбастеров, проповедующих идеологические ценности капиталистического мира.

А для российского приключенческого кино по Великую Отечественную войну это нечто новое и чуждое. В старое время ветераны бы закидали возмущенными письмами киностудию... Особенно задела сцена встречи героя с отцом, где о нелюбимой отчизне говорят очень плохие слова. Ее некоторые критики сравнивают со свиданием Штирлица с женой... Извините, но это две большие разницы. Апостол оказался лжеапостолом. Что он проповедует? Ради чего рискует? Чтобы убить какого-то одного фашиста? И потом встретить в чужой восточной стране жену и сына, который, живя на Соловецких островах, никогда не видел моря (!), а тут – вот счастье – сразу к нему побежал...

Финал мифический, а фильм очень вредный. Потому что на материале Отечественной войны нам ненавязчиво внушают чуждые гуманистические "общечеловеческие" ценности, причем беззастенчиво используя наши же символы: вспомните, где учат фашисты диверсантов – в православном монастыре! ...

Наше поколение воспитывалось на фильмах о войне, какое получится после таких картин – еще большой вопрос. Одно радует, что старое, щемящее душу кино ТВ еще выпускает на экраны. Вчера, например, с большим внутренним подъемом вновь переживала за Штирлица и пастора Шлага...