"АПОСТОЛ" – ЭТО ВСЕРЬЕЗ ИЛИ ПРОСТО СЕРИАЛ?

womenclub.ru
Галина Черемина

"Апостола" смотрели все. Сыграла роль реклама, которую дали заранее, замечательные актеры, и, конечно же, тема – про шпионов всегда интересно. Прозвучало даже сравнение с нашим нестареющим фильмом про разведчиков "Семнадцать мгновений весны".

Фильм этот все ждали с нетерпением и смотрели с удовольствием. А как же иначе, когда главную роль играет Е. Миронов, на которого всегда смотреть интересно. Миронов и правда не разочаровал – роль абсолютно разных братьев сыграна блестяще. Как всегда, он использовал в работе ("подсмотрел", как он сам сказал) множество мелочей, которые всегда придают его работам достоверность и индивидуальность. Просто замечательный актер. Вот только всерьез (как к Штирлицу) к его герою почему-то относиться не хочется.

Его противник (или друг?) в исполнении Н. Фоменко, конечно же, симпатяга, но до высот Миронова не дотягивает. Да и роль у него какая-то непонятная, смазанная. Вот тут уже начинаешь вплотную присматриваться к сценарию: если шероховатости сценарных образов братьев скрашиваются яркой и многогранной игрой Миронова, то Н. Фоменко при всем своем желании (а желание очень остро чувствуется) скрасить огрехи сценария и режиссуры не в состоянии. Хотя играет очень эмоционально, буквально на нервах.

Третья роль, которая запоминается в фильме – жена Истомина Лида в исполнении Дарьи Мороз. Актриса, безусловно, очень талантливая, она смогла как-то выделить свою героиню из общей массы статистов в фильме. Играет по-настоящему эмоционально, а это всегда интересно. Наверное, это единственный персонаж в фильме, которому сочувствуешь и которого можно воспринимать всерьез.

Теперь о печальном. Сравнение с "Семнадцатью мгновениями весны" не выдерживает критики. Если в фильме Татьяны Лиозновой лучшие актеры нашего кино являлись украшением фильма, то в "Апостоле" актеры вытягивают этот фильм на себе. Здесь нет ни четкости и продуманности сценария, ни железной руки режиссера, который бы сгладил эти огрехи.

Вообще после просмотра фильма почему-то появляется ощущение, что сделан он на скорую руку, хотя писали, что снимался он долго и тяжело. Наверное, сказалось то, что вначале был один режиссер, затем другой. Но и этот последний (Ю. Мороз) не смог поднять фильм до высокого уровня, может, просто времени не хватило? Миронов также как будто внес свой вклад в режиссуру фильма, но ведь профессии актера и режиссера – они разные, и не всегда даже очень хороший актер может быть хорошим режиссером.

Простому, без особых затей, шпионскому фильму пытаются придать достоверность с помощью съемок его в коричневатых тонах, под "старину". Обращаясь к тем же "Семнадцати мгновениям весны", можно заметить, что здесь черно-белые съемки по особому высветили главных героев и придали фильму документальную достоверность. В "Апостоле" этого не случилось, особой достоверности старая стертая коричневость в фильм не привнесла, только лишила его выпуклости и яркости. Какая-то индивидуальность в операторской работе (А. Петрига) здесь не очень видна.

То-есть, мы увидели обычный сериал с хорошими актерами. Получили ли мы удовольствие? Безусловно. Вообще сериалы, несмотря на несколько снисходительное к ним отношение, – это особый жанр, который в руках настоящего мастера (например, В. Бортко) ничем не хуже "большого кино". Просто все приходит с опытом. А у нас (и во всем мире), несмотря на обилие сериалов, опыта в их постановке еще маловато, да и отношение какое-то несерьезное. Можно пересчитать по пальцам действительно хорошие сериалы, а ведь, как ни крути, за ними будущее, ведь мы живем в век телевидения, и человек, придя с работы, так хочет снова встретить полюбившегося героя.

Несмотря на критические замечания, фильм смотрится интересно, он динамичен, не затянут, смотреть его каждый вечер – удовольствие.