ЗАМЫЛЕННЫЙ "АПОСТОЛ"

Газета "Карелия" №51
15.05.2008

В последнее время авторы приключенческих сериалов не дают расслабиться ни зрителям, ни критикам. Разговоры об упадке отечественного кино давно пора оставить. Такое впечатление, что где-то денно и нощно работают большие и мощные фабрики некоего телевизионного "мыла", причем не только для домохозяек, но и для любителей мужского крутого экстремального военного и военно-исторического кино, неистощимые на сюжеты и эффекты. Тема Великой Отечественной войны, подвигов разведчиков, столкновений спецслужб – Абвера и НКВД, сулящая гарантированный зрительский успех талантливым режиссерам, недюжинным сценаристам и известным актерам, используется достаточно часто, если не сказать постоянно. В этом ряду 12-серийный "Апостол" (режиссеры Иван Иванов (он же Геннадий Сидоров) и Юрий Мороз, автор сценария Олег Антонов).

В рецензиях принято сначала хвалить, а ругать уже потом. Не отступим и мы от традиции. История о том, как в наш тыл Абвер забросил шпиона-уголовника, его при попытке к бегству убили, вместо него органы НКВД отыскали его брата-близнеца, сельского учителя, всесторонне подготовили, сделали совершенно похожим и отправили обратно уже как своего разведчика, причем с особо важным заданием, сто очков вперед даст и Шекспиру, и Дюма-отцу, и всему индийскому кинематографу (согласно интервью режиссера и сценариста, они "тщательно и кропотливо работали в архивах, встречались с ветеранами разведки").

Безусловно, весь нелепый и неправдоподобный сюжет приключенческого фильма со всеми его ляпами, нестыковками и общей фальшью жизни и истории вытягивает только прекрасная игра наших ведущих российских актеров. Высокого профессионала и всероссийскую звезду Евгения Миронова (роли братьев Петра и Павла), играющего как бы три роли сразу, непрофессионала Николая Фоменко, очень профессионально и неожиданно для своего имиджа мрачно сыгравшего капитана НКВД Хромова, а также известных и неизвестных Александра Баширова, Алену Бабенко, Александра Комашо, Игоря Ларина, Дарью Мороз. Миронов вообще, как известно, актер, способный игрой вытащить даже средний сценарий, а не то что такой дорогостоящий сериалище с претензией на всесоюзный блокбастер.

...Пожалуй, хватит позитива. Дальше, как говаривали на партийно-профсоюзных собраниях лет пятьдесят назад: "Хотелось бы раскрыть глаза общественности". Хотя уважаемая общественность, наверное, и сама уже в основном догадалась, что ей показали далеко не "Щит и меч" и "Семнадцать мгновений весны".

Многим телезрителям, однако, фильм понравился, и здесь хотелось бы не навязывать им свои вкусы, критиковать чисто художественные достоинства и недостатки картин, а просто акцентировать внимание читателя на особенностях и несоответствиях демонстрации в фильме войны, военной разведки, униформы и вооружения, а также того, какими увидели и как решили представить авторы сериала время, страну, ситуацию и героев.

Прежде всего, однако, коснемся не войны и разведки, а темы уголовной, без которой у нас, кажется, уже и сериал не сериал. Конечно, тема для творца весьма благодарная, если не сказать актуальная, она позволяет и показать сильные характеры живописных татуированных злодеев, и усладить телеаудиторию музыкой жаргона вроде: "Ты не мастырщик на подсосе, а блатарь на законной отрицаловке... Тебе придурки сами на цырлах баллон принесут", и т.д. и т.п.

Однако, во-первых, очень слабо верится в то, что "законный" вор-медвежатник по кличке Апостол вообще мог стать таковым. Вырос он в интеллигентной семье, а в 30-е годы для успешной "карьеры" в высшей иерархии уголовного мира, даже при условии криминальных подвигов, нельзя было иметь биографию, выражаясь тем языком, "порченого фраера". Самый настоящий и "правильный" вор – это сын вора, никогда не имевший семьи.

Во-вторых, такой криминальный "авторитет" никак не имел права как-то сотрудничать с властью – советской ли, немецкой, все равно. По уголовному закону, пошедший на войну и там взявший в руки оружие, по своей или чужой воле, неважно, навсегда исключается из воровского сообщества, "получает по ушам", то-есть лишается ранга, если не хуже.

В-третьих, если немцы каким-то образом и заставили профессионального вора стать своим агентом и забросили с заданием в советский тыл, что будет его самой естественной реакцией? Сразу по прибытии на место сбежать от товарищей по разведгруппе (а вернее всего, избавиться от них как от нежелательных свидетелей). Прихватив деньги и пистолет, попытаться раствориться где-нибудь на просторах теплого Туркестана, в водовороте тысяч эвакуированных, купив "ксиву" и примкнув к местному криминалитету.

В-четвертых, так же недостоверно выглядит коллега и "кореш" покойного Апостола, добровольно становящийся "инструктором" и "экспертом" сотрудников НКВД при реализации ими программы превращения брата-близнеца "медвежатника", тихого сельского педагога, в настоящего матерого уголовника, способного "один-в-один" продемонстрировать соответствующие познания, повадки и ментальность всем, кто ранее хорошо знал его брата. Причем стимулом для "наставника" служит всего-навсего обещание открытия ему курирующим весь "проект" капитаном Хромовым имени осведомителя в уголовной среде!

В-пятых, отпирание служебного сейфа в чекистском кабинете простой шпилькой выглядит эффектным киношным приемом, автор сценария, видимо, мало знаком и с устройством сейфов, и с технологией их вскрытия. Есть и в-шестых, и в-седьмых...

Быстрая "перековка" безобидного учителя географии в "медвежатника" и разведчика-диверсанта всего за месяц также выглядит весьма фантастически. Любая разведшкола – это организация, где долго готовят людей, на разных стадиях отобранных, физически, интеллектуально и психологически подходящих для роли специальных агентов, а главный экзамен сдается ими при выполнении смертельно опасного задания. А фильм "Джентльмены удачи", откуда позаимствован сей сюжет, всего лишь комический гротеск.

Авторы сериала вновь не избежали соблазна во всей красе показать ритуальную тему кровавой и человеконенавистнической сущности НКВД, зачем-то устроившего всю эту душераздирающую и хлопотную катавасию с шантажом агента судьбой семьи, заключением жены Павла в психбольницу, гипнозом, фабрикацией фотоснимков, надрывом и т.д. Всякий мало-мальски знакомый с историей советской разведки времен войны вспомнит, что лучшие результаты показали как раз люди, работавшие по идейным мотивам, а не за деньги или из страха за родных. Да и способен ли на такой "подвиг разведчика" гражданин, ненавидящий свое государство, но загнанный его спецслужбой в угол?

Приключения лже-Апостола в разведшколе Абвера тоже вызывают много недоуменных вопросов. Работает он там без какой-либо связи с подпольем и партизанами, а на встречу с резидентом Хромовым вырывается ценой вступления в интимную связь с влюбившейся в него офицершей-немкой, являющейся почему-то заместителем начальника мужской разведшколы! В школе кипят мексиканские страсти – немка из-за Павла кончает с собой.

Ни с того ни с сего, уголовник Апостол с его замашками пахана назначается немцами преподавателем школы и ведет занятия, легко проникая и в кабинет начальника, и в альков его заместителя. Курсанты школы носят немецкую солдатскую форму и, кажется, даже живут по немецким уставам, хотя их будущее задание – проникновение в советский тыл под видом бойцов и командиров РККА. Учат их явно плохо: на занятии курсант заявляет, что калибр немецкого ручного пулемета "МГ-34" – 7,62 миллиметра! Зачем-то тратят время на разучивание "Катюши", как будто текст и мелодия им незнакомы. Вся база разведшколы – учебный класс и лужайка во дворе вместо футбольного поля. Что неудивительно – для съемок этой "натуры" режиссер выбрал Кирилло-Белозерский монастырь. Известная святыня православия в этой "ипостаси" выглядит нелепо, если не сказать кощунственно.

Хотя в фильме советская и немецкая униформы 1942 года тщательно и достоверно подобраны, в паре сцен мелькает камуфляж вермахта образца 1944 года, а отца близнецов приходят арестовывать в 1929 году красноармейцы пехоты РККА в униформе 1935 года.

Абсурдно выглядят сцены отпуска в Берлине, которого Апостол и его товарищ (Александр Баширов) удостоились за успешное выполнение задания. В столице Третьего рейха двое не знающих немецкого русских ефрейторов абвера в костюмах денди легко поселяются в фешенебельной гостинице и устраивают славянский дебош в не менее фешенебельном кабаре, что им сходит с рук. Там же, в Берлине, состоялась встреча Павла с его отцом, репрессированным в 1929 году сторонником белого движения, сумевшим бежать в Германию и сотрудничающим с нацистами. Папа-шпион выглядит как бы представителем некоей "третьей русской силы", стоящей над мировой схваткой, он предлагает сыну-шпиону бежать с ним хоть сейчас в Буэнос-Айрес.

Энкаведист Хромов выглядит чересчур полноватым для оперативника военного времени. По ходу фильма из "тэтэшной" табельной кобуры у него вдруг появляется американский "кольт" 1911 А1. Немецкая облава в маленьком оккупированном городке выглядит несуразно: такое впечатление, что ее организовали для одного проходящего по улице Хромова, которого подозрительно быстро отпускают.

В последних сериях накручено столько всяческого "экшна", что от этих "сорока бочек арестантов" с высокой политикой, тайнами, диверсиями, пытками, допросами, покушениями, захватами документов и двойными агентами зритель просто устает, ему уже становится неинтересен весь этот военно-шпионский детектив с обещанием оглушительной разгадки в конце. И потом эти души жены и ребенка, являющиеся к герою перед смертью, – обязательная ныне, но не слишком уместная дань религиозной теме. Слишком много всего. Война и разведка – лишь условно-дежурная декорация телебоевика. Так и вспоминаешь советскую классику жанра, где мастера 60-х годов в своих "Вызываем огонь на себя", "Щите и мече", "Мгновениях", "Майоре Вихре", "Мертвом сезоне", "Сатурне" и так далее не стремились погонять зрителю адреналин, а заставляли следить за поединком сторон и по-человечески сопереживать. Не выдумывали суперприключений суперменов одно другого круче. Будучи сильно зависимы от цензуры и идеологии, все-таки шли от жизни, реальных людей и подлинных событий. Фильмы эти не забудут. С "Апостолом" вопрос сложнее.