"АПОСТОЛ" ЮРИЯ МОРОЗА, ИВАНА ИВАНОВА

yarsk.ru
09.04.2008
Семен Кваша

Немцы в начале войны забрасывают в СССР диверсантов, которых тут же ловят. Один из них – медвежатник в законе, приблатненный такой, веселый и бесстрашный Евгений Миронов. Его пытается расколоть матерый контрразведчик, капитан НКВД Николай Фоменко. В процессе вор бежит, и при попытке к бегству его убивают, так и не расколов.

Но – не велика потеря. У вора есть брат-близнец, очкарик, репрессированный школьный учитель. Его тут же привозят с Соловков и начинают учить воровскому и диверсионному делу, чтобы он вышел на связь с Абвером и стал двойным агентом – вместо своего брата-уркагана. Учителю будет трудно, но на истинный путь его выведет вера православная.

Военно-исторический сериал начинал снимать Геннадий Сидоров ("Старухи"), ушел, проект отдали на передержку Николаю Лебедеву ("Звезда" и "Волкодав"), ну а потом уже это снимал Юрий Мороз ("Подземелье ведьм", "Каменская"), который проект и закончил. В титрах в результате написано "Иван Иванов, Юрий Мороз".

Создателям фильма страшно повезло со звездой. Евгений Миронов играет разных – действительно разных – людей, и очень убедительно прокручивается через лагерно-шпионскую мясорубку, перевоплощаясь из мягкого интеллигента, страдающего от столкновения с абсурдной кафкианской государственной машиной, в нечто ужасное, но не потерявшее при этом человеческого облика. От Фоменко, в свою очередь, ждешь все время подвоха, репутацию просто так не побороть. Приятный шок от того, что никакого подвоха нет, изрядно скрашивает просмотр – Фоменко и в самом деле актер.

Жизнь украшают прекрасные цитаты и намеки не только из "Джентльменов удачи" или тех же "17 мгновений весны", но и из классического трэша: одна из героинь "Апостола" – мятая блондинка в сапогах, Хильда, волчица Абвера, комендант разведшколы. Кроме того, создатели картины очень внимательно подошли к форме, технике и оружию. И ничего, что по их версии на весь третий рейх есть только один малиновый двухдверный "мерседес" и что один из актеров, бедняга, перепутал калибр немецкого единого пулемета, стоя прямо перед плакатом, на котором пулемет был нарисован, а калибр указан. Не сценарист же это задумал?

Но если начать говорить о ляпях, можно увлечься. И вообще – рискнули же в фильме "Сволочи" командой детей-диверсантов, и никто, кстати, не извинился. Вопрос, собственно, не в деталях – в фильме практически не идет речи о том, что немецкие упыри напали на нашу советскую Родину. Эта господствовавшая некогда позиция утрачена, и на смену ей пришло мнение, что это была схватка двух равновонючих бульдогов. При этом одна из причин успеха "Ликвидации" (несмотря даже на абсурдных "лесных братьев" в одесских степях) заключалась в том, что это был почти деидеологизированный сериал, в котором не было ни просоветских патриотических, ни новорусских антисоветских мифологем. Просто уголовный розыск боролся с бандитами и шпионами, как он бы делал это при любой власти, чей бы портрет не висел в кабинете. "Апостолу" такая сдержанность тоже пошла бы.

Вообще, похоже что "Ликвидация" задала новый современный стандарт авантюрного сериала, и "Апостол" этот стандарт не выдерживает. В "Ликвидации" плотность событий на единицу времени была почти такая же, как в лучших образцах жанра из-за океана – "24", "Иерихон", "Доктор Хаус". В большинстве серий военного боевика "Апостол" почти ничего не происходит. Там даже краткое содержание предыдущих серий невероятно затянутое и пересказывает только предыдущую серию. Зачем герою столько воспоминаний-флэшбеков? Зачем нужны женские и детские линии – совершенно, в общем, лишние в сериале про мужскую шпионскую школу? Почему камера все время норовит остановиться на лице главного героя и там заночевать – а Миронов не очень-то понимает, что ему в этот момент делать?

И последняя печаль. Лучше всего этим двум сериалам – "Ликвидации" и "Апостолу" – удались филологические реконструкции. "Апостольская" феня, может, и непохожа на то, как говорят или говорили в тюрьмах, но звучит, особенно из уст Миронова, органично и красиво. Однако, Первый канал отцензурировал все неприличное, вырезал слово "сука", оставив бурление языка поклонникам просмотра сериалов на DVD, который вышел еще до старта сериала. Что ж, поскольку фильм отчасти о свободе и несвободе выбора, наверное это логично.