ДОЦЕНТ-2, ИЛИ НОВАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ

Газета "Известия Мордовии" №63
30.04.2008
Сергей Сеничев

Вообще-то высказаться по поводу нового сериала "Апостол" я был готов еще пару недель назад, посмотрев фильм на DVD – в одну ночь, без рекламных пауз. Мог, но выждал. Теперь же, когда вдогонку премьере целую неделю уже на первых полосах самых тиражных газет страны фото Евгения Миронова с заголовками типа "Вся правда об "Апостоле" и интервью с актером, где тот признается, что долгие годы ему не давала жить слава В. Тихонова и О. Даля (имеются в виду кинохиты "17 мгновений" и "Вариант "Омега"), выскажусь-таки...

На сегодня Миронов – несомненно один из пяти виднейших российских актеров театра и кино (наряду с Меньшиковым, Гармашом, Хабенским и Машковым; о Безрукове не будем – он наша Памела Андерсон, и баста), и до сего момента необыкновенно радовал своим неучастием в проектах сомнительного качества. Случившийся с ним "Апостол" – первый компромисс, обернувшийся проколом. Поскольку фильм этот никогда на пушечный выстрел не приблизится к ступеньке, на которой стоит сага про Штирлица (хотя, те же, вроде, классические 12 серий).

Казалось бы: и то и это – сказка. Но сказка про Максима Максимыча была написана, сыграна и снята до того вдохновенно, что наши правнуки будут верить: Великую Отечественную выиграли маршал Жуков с полковником Исаевым. А "Апостол" написан, сыгран и снят в подражание классическим образчикам жанра. У нас сейчас почти все так снимается. Но если Машков в роли Давида Марковича Высоцкому-Жеглову, как минимум, не уступил, то Миронов в роли братьев Истоминых выглядел не больше чем просто забавно.

Насчет передразнивания... Фишка с героем-злодеем и героем-ангелом для одного артиста вчистую сдута с "Джентльменов удачи". До того откровенно, что даже в побег из школы диверсантов Апостол ушел, прихватив с собой такую же примерно, что и псевдодоцент троицу придурков, один из которых – типичный Василий Алибабаевич-2. Они даже по башке Миронова дубиной лупят и связывают, точно как те "джентельмены" – Леонова... Меня лично даже обидело, что явившийся на первый допрос к следователю-Фоменко Миронов-Щелкун не начал с присказки "Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я загубил!" – ей богу, так было бы еще смешнее.

Сериал этот вообще весь – насквозь – из киноштампов. Помните: Штирлиц у Мюллера в подвале ежика из спичек складывает, а брошенный в застенок Пашка – углем на стене формулу предателя-крота выводит. Смешно... А начинается все с кадра, вот разве что только не вырезанного из "Мусульманина": объезжает камера человека в куфии, а это он – Миронов. Титаническое чувство юмора у создателей, честное слово! Перечислять такие хохмочки можно с продолжением, что называется.

Во-вторых. Юрий Назаров – актер, конечно, по-своему мастеровитый, но в роли комиссара спецслужбы он, ЗАсемидесятилетний, столь же неуместен, как и его сверстник Будрайтис в роли майора фашистской разведки. Это в 1930-40-е-то, когда состав органов регулярно чуть ли не полностью обновлялся и лишь омолаживался, омолаживался, омолаживался...

Теперь – Фоменко. Чертовски приятный персонаж современного отечественного шоу-бизнеса. Но он, несмотря на свое профильное актерское образование, весь – родом из телевизионно-попсовых "Старых песен". Именно там он впервые и сыграл НКВДшника: Агутин-Штирлиц пел "Мгновения", а "чекист" Фоменко нервно курил, таращился на часы и караулил приведенную им в кафе на свидание жену разведчика. Теперь же, в "Апостоле", Фоменко прикалывался над своим героем, бойцом невидимого фронта по полной программе...Лучших типажей, чем в тех новогодних клипах про любимые застольные песни, он никогда не играл (ну, разве в "Сироте казанской"). И никогда не сыграет. Он заложник и жертва своего амплуа. А амплуа у него хотя и доходное, но столь же и простое – Фоменко. Не меньше, но и не больше! И попадание его на вторую по главности роль в сериале – откровенный знак издевки над материалом. Ну, это как если бы решили переснять "Чапаева", только не по Фурманову, а по мотивам многочисленных про Василия Иваныча с Петькой анекдотов...

Это скверно. Это недостойная выбранной темы аллюзия. Я не самый яростный поклонник НКВД, но от такого потешательства даже мне противно.

Дарья Мороз... Роль-удача. Настолько удача, что даже выпадает из общего контекста. Но тут ничего удивительного: искусный папа-режиссер помог талантливой дочке-актрисе сотворить поворотный, надеюсь, для ее карьеры образ. Но почему – ей одной? Почему с остальными никак: почему вечный алкаш Баширов играл стандартного алкаша? Почему приглашенный в проект режиссер двух великих фильмов ("Белорусский вокзал" и "Осень") Андрей Смирнов, в последние годы полностью переквалифицировавшийся в актера, в "Апостоле" – никакой (вспомните его в "Круге первом"!)? А если еще убрать Ларису Малеванную (маму героя Фоменки) и полуминутный эпизод с Аленой Бабенко (его же возлюбленной), то профессиональных исполнителей в "Апостоле" больше НЕТ. Все остальные словно из массовки и роли свои бубнят как в школьной самодеятельности. Право, не понятно, чего ради яркий-преяркий артист Миронов сломался и согласился шабашить. Так Тихонова не задвинешь.

О том, что "Апостол" – очередной дутый мыльный пузырь, можно было бы догадаться еще по его массированному анонсированию. Но зрители купились "на Миронова". Но, как говорится, скажи мне, кто твоя компания, и я скажу, кто ты...

Впрочем, создатели "Апостола" все-таки удивили. Это был первый отечественный художественный проект, в котором столь откровенно – не просто умозрительно, а на уровне видеорядового сопоставления – был поставлен знак равенства между методами СС и НКВД. Подличают, бессовестничают, паскудничают и, наконец, просто валтузят и уничтожают на экране и те и эти СОВЕРШЕННО одинаково. Неужели только ради этого откровения и был затеян сыр-бор на двенадцать вечеров? Это ж – по нынешним-то временам – настоящая политическая диверсия.