ПОЧТИ ДЕТЕКТИВ В ДЕКОРАЦИЯХ ВОЙНЫ

Газета "Наше время"
25.04.2008
Виталий Андрианов

Что круче – "Ликвидация" или "Апостол"? Ответа на этот вопрос ждали в течение трех последних недель телепродюссеры и кинокритики, а дать ответ должны были, конечно, зрители. Эти зрители сопереживали в декабре героям фильма Сергея Урсуляка, обсуждали сюжетные перипетии и игру актеров на форумах и в курилках. Теперь пришло время "Апостола" – вот только после завершающих кадров говорить как-то не хочется, и пересмотреть его незамедлительно второй раз совсем не тянет. Но сказать есть что.

По жанру "Апостол", безусловно, детектив, ну, с элементами мелодрамы, которые, кстати, были явно затянуты и не к месту. Лиозновой, чтобы показать всю душевную драму разведчика Штирлица, понадобилась всего одна сцена без единого слова. И в ней были и десятилетия разлуки, и гибель семьи Штирлица в сталинских застенках, и история любви. Если продолжить речь об аналогиях, то Юлиан Семенов напрашивается, но так и не проявляется. Хотя и у него Штирлиц, обыграв гестапо и Абвер, в итоге проигрывает родному НКВД. Но у Семенова дерутся профессионалы, тонко и грамотно, и именно за Родину, осознавая конечную цель и цену. Еще одна аналогия, с добрыми "Джентельменами удачи", и вовсе испаряется ко второй серии.

Как детектив "Апостол" почти получился. Закрученный сюжет, подсказки зрителю по ходу действия, которые в итоге должны сложиться в единую картину, чтобы можно было в развязке сказать изумленно: "Точно! Я так и думал, что это он злодей!", – все это есть. Но и тут зрителя все же ждал ряд разочарований. Кто был "кротом", так и не ясно. Что за операцию проворачивали подтянутый и сияющий Берия с суровым Хромовым – тоже непонятно. И вообще о зрителе к концу фильма как-то забывают, лишая его главной прелести детектива – одновременно увидеть и догадаться самому обо всем, чтоб никаких белых пятен.

Фильм вроде про войну. Но это только по декорациям, самой же великой всенародной войны за свободу и выживание в фильме нет. Как будто снимали детектив, а декорации нашлись только от фильма про войну. Отсюда, наверное, и ляпы. У Хромова "шпал" в петлицах явно больше, чем положено капитану, и не надо ссылаться на несоответствие армейских званий и званий в НКВД – форма-то на нем госбезопасности, со всеми положенными знаками различия. У его начальника сугубо армейская медаль "XX лет РККА". Ну, а уж про калибр немецкого пулемета "MG-42", который вдруг стал 7,62 мм, и говорить не хочется. Это только то, что в глаза бросается.

К актерам претензий нет. Миронов, как всегда, на высоте. А Фоменко просто удивил, показав свой доселе никем не виданный талант драматического актера. Хотя к Миронову один вопрос есть. Пока его герой еще уголовник, бросается в глаза деталь – громкое щелканье пальцами, откуда, наверное, и прозвище – Щелкун. А Павел уже не щелкает, а ведь это характерная черта, особая примета. И цыкает лже-Щелкун только по началу, а как проверки прошел – все, уже и не надо так старательно изображать Щелкуна. Но и это претензии скорее к режиссеру. Актеры были на высоте.

А за фасадом уже ставшего шаблонным для фильмов последних лет образа "кровавой гэбни" проглядывает все же здравая мысль. Государственная машина перемелет всех, невзирая на душевные и человеческие страдания. Будь то сельский учитель, уголовник, или офицер. И правило это действует для любого государства, без сносок на тоталитаризм или демократию, особенно если идет война – но и победа тогда одна на всех, а переиграть машину ради самого себя не выйдет. Нет желания пересматривать этот фильм, ломая голову, кто плохой, кто хороший, сериалы не для того снимаются. А вот "Ликвидацию" стоит посмотреть еще раз, и с удовольствием.