АПОСТОЛЫ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

utro.ru
10.04.2008
Игорь Камиров

Временами, несмотря на тотальное засилье дурных сериалов на российском телевидении, в этой куче навоза появляются если и не бриллианты, то, по крайней мере, фильмы, о которых хочется что-то сказать. Как правило, громче всех выстреливают Первый канал или "Россия", у которых есть собственная производственная база. Но в данном случае на Первом демонстрируется продукция одной из крупнейших независимых студий – сравнительно молодой компании "Централ Партнершип" (вернее, ее дочерней фирмы), выросшей буквально на наших глазах из прокатной конторы и дистрибьютора в крупного кинопроизводителя.

Речь идет о стартовавшем в минувший понедельник фильме "Апостол", на который упал взгляд вашего обозревателя, благодаря – не стану скрывать – в том числе и навязчивой рекламе. Из нее следовало, что главную роль играет один из лучших русских актеров – Евгений Миронов, да еще в паре с обаятельным телеведущим, гонщиком и экс-музыкантом Николаем Фоменко, и я решил присмотреться к новому продукту. И, надо признаться, не пожалел.

Просмотренные три серии о приключениях двойных агентов НКВД времен Великой Отечественной войны ни разу не дали повода для привычного в таких случаях приступа раздражения, переходящего в непреодолимое желание выключить телевизор – навсегда. Наоборот, во-первых, захотелось узнать, что же будет дальше, тогда как обычно более-менее "насмотренному" зрителю военно-детективных сериалов все становится ясно после первых же титров... ну, с минимальными вариациями. Во-вторых, налицо редукция "мыльной" составляющей и профессиональная картинка – уже приятно, фильм снимался на кинопленку, все по-взрослому.

Появившаяся не так давно манера приглашать "в ящик" режиссеров, пришедших из "большого кино", вызванная крайним дефицитом профессионалов высшего дивизиона на ниве телефильмов, уже не раз давала плоды. Не только у крупных кинорежиссеров – Бортко, Панфилова, Рогожкина, Митты – обыкновенно получаются недурные телекартины, но и у опытных профессионалов, таких как Юрий Мороз, выходит весьма приличное кино, несмотря на столь неблагодарный в творческом плане (в отличие от коммерческого) формат, как современный русский сериал.

Формат этот, как правило, не выдерживает ритма, проваливается по сюжету (если фильм не основан на каком-либо великом литературном источнике), рассыпается под напором сценических, монтажных и прочих несуразностей, ужасно страдает по картинке, короче говоря – превращается в жвачку и мыло. И, к тому же, обреченно использует одних и тех же актеров на все случаи жизни; наиболее свежий и диковатый пример – сериал "Лиговка, 4", где все до одного актеры, привычные до рвоты "менты", на старости лет безо всякой смены амплуа внезапно сменили профессию и стали частными детективами и адвокатами, причем в абсолютно идентичном "Фонарям" проекте! Без намека на пародию.

Взяться за что-то серьезное и кинематографически небанальное для Первого канала новая и относительно успешная производящая фирма поручила режиссеру с приличной репутацией – и, по-видимому, не прогадала. Помимо детективного сценария, лихо эксплуатирующего проверенный и эффектный в приключенческом жанре сюжет о двойниках, в "Апостоле" – и это главное – внятно обыграна историческая канва и грамотно изображен фон, на котором развиваются события.

Антитоталитарный дух, без малейшей симпатии к сталинскому режиму, сопрягается в фильме со вполне достоверной, даже на уровне видеоряда, жестокой и вместе с тем героической, а частенько и романтической (что всегда глазу приятно) действительностью, не давая повода отплевываться, глядя на сытые и довольные рожи актеров-современников, в дурацком гриме корчащих гулаговских зэка, как это обычно получается в сериалах, снятых режиссерами, родившимися в поздний застой.

Отрадно, что на мине полнейшей недостоверности авторы "Апостола" не подорвались. Конечно, дотошные зрители могут отыскать несуразности, необъяснимые с точки зрения военных историков, но перед нами все же художественный вымысел, приключения, смотреть которые можно и не отвлекаясь на это.

Помимо всего, хорошо видна режиссерская рука – в первую очередь в актерских работах. Проходных ролей мало или почти нет, все персонажи наделены характером, у всех свое лицо. И если Евгений Миронов уже привычен в ролях подобного типа – вспомнить хотя бы его Нержина в "В круге первом", то роль сурового капитана НКВД, во многом стержневая для этого фильма, раскрывает актерское дарование Николая Фоменко как нельзя лучше. Да и прочие роли – репрессированного врача в исполнении Карена Бадалова, комиссара – Юрия Назарова, жены главного героя – Дарьи Мороз, матери капитана – Ларисы Малеванной – проработаны с серьезной режиссерской дотошностью. Развитие событий обещает появление все новых персонажей, и ждешь этого с не меньшим интересом.

И последнее, о чем хочется сказать: перед нами попытка рассказать о войне и ее героях с оригинальной точки зрения, не оценивая героев по шкале "свой – чужой", а делясь размышлениями на тему: что бы делали мы в такой ситуации, когда куда ни кинь, везде клин. Все в этой стране повязаны бесконечными смертями, арестами, пытками и ужасом перед неотвратимой машиной тоталитарного уничтожения. Плюс – за линией фронта враг, еще похлеще. И в такой чудовищной атмосфере человек остается собой: кто-то становится мучеником, кто-то героем, кто-то, как обычно, остается подлецом. Но черного и белого тут нет – добро не борется со злом, а выживает, совершая положенные ему поступки. Люди выжили в полном кошмаре и победили. Бог есть. Это – пафос фильма.

Конечно, судить о целом по его части – дело неблагодарное, и очень хочется, чтобы "Апостол" не разочаровал к концу, не рассыпался, дотянул, – но и увиденного достаточно, чтобы перестать вырубать телевизор на первых же кадрах и уж досмотреть до конца. И, возможно, еще раз порадоваться за зрителей и создателей.