"АПОСТОЛ"-ТРОЕЧНИК

Информационный портал "Новые хроники"
28.04.2008
Григорий Героев

По Первому каналу пару недель назад дал старт новый отечественный сериал о Второй мировой войне "Апостол". В главных ролях Евгений Миронов, Николай Фоменко, Дарья Мороз, Андрей Смирнов, Лариса Малеванная, Юрий Назаров, Алена Бабенко.

Идет Великая Отечественная война. Немецкое командование зимой 1941-1942 годов забрасывает на территорию СССР своего разведчика-диверсанта Петра Истомина (герой Евгения Миронова). С двумя другими диверсантами. Высадка группы проходит неудачно: один из них – прямо в самолете расстреливает пилотов, убивает немецкого офицера-наставника и ударом пистолета глушит Петра Истомина.

Петр едва успевает очухаться и выпрыгнуть из самолета с парашютом до того, как самолет разобьется о землю. В бессознательном состоянии на парашюте он повисает на ветках большого дерева и его обнаруживают местные жители, они же и сообщают о произошедшем в НКВД. Марченко, приземлившийся удачно, сам сдается в плен...

Вот так начинается широко разрекламированная первым каналом двенадцати серийная лента "Апостол".

Первое, что больше всего бросается в глаза – сериал преподносится зрителю в очень качественной внешней оболочке. И это далеко не только мое мнение. Об этом уже написали ряд известных кинокритиков. В сериале большое внимание уделяется мельчайшим подробностям, которые проработаны, как порой кажется, до совершенства. Тем самым, зритель в итоге оказывается не перед убогим и куцым сюжетишком, а перед первоклассной картиной, где даже посуда на столе и картины на стенах подобраны в строгой гармонии. Такое внимание к деталям не может не вызвать уважение к создателям картины. Ведь по большому счету любое кино приедается, сюжет становится скучным и со временем уже неинтересным, но если в картине присутствуют "прописанные" до мельчайших подробностей все предметы антуража, то такую картину хочется смотреть и смотреть, находя для себя в ней каждый раз что-то новое.

Отдельное внимание хотелось бы уделить актерской игре Евгения Миронова. Сказать, что лично мне нравится его актерское мастерство вообще – ничего не сказать. Миронов гениален. Причем степень его гениально прямо пропорционально зависит от сложности играемой им роли. В "Апостоле" Миронов одновременно играет двух братьев-близнецов. Двух абсолютно разных людей. Один матерый уголовник – диверсант Абвера, другой математик – сельский учитель. Причем сюжет фильма не линейный и постоянно на протяжении всего фильма идут вставки из прошлого, где Евгений вспоминает себя в мирной сельской жизни, рядом с женой и сыном. И именно эти его перевоплощения и заставляют по-настоящему восхититься его гениальностью.

Позволю себе напомнить читателю еще один замечательный фильм с участием этого без сомнения талантливого человека. Это "В августе 44-го...", тоже о Второй мировой войне. Там Миронов просто блистательно сыграл офицера СМЕРШа. Еще тогда зритель столкнулся с замечательной игрой Евгения в перевоплощениях. То он прикидывается квартирмейстером, с сознанием далеким от войны. То он умело играет "доброго" следователя, добывая нужную информацию. То он в образе рязанского простачка "прокачивает" опытнейших немецких диверсантов.

У Миронова много хороших ролей. Но ролей с перевоплощением – мало. Перед самым началом съемок "Апостола" корреспондент Российской газеты задал Евгению вопрос:

— Только что вышел фильм "Охота на Пиранью" с Вашим участием, довольны им?

— Да нет, похулиганил и хватит. Время идет, хочется сделать что-то полезное, в том числе и для своего внутреннего состояния... Вот только что начал сниматься в картине "Апостол"... Это такая шпионская сага, разворачивающаяся во время войны. Немного напоминает "Щит и меч". Мне сниматься очень интересно, поскольку я играю сложный характер. Время – 1942 год, интересна ситуация, в которую попадает мой герой.

Также пару приятных слов хотелось бы сказать и в адрес Дарьи Мороз и Николая Фоменко. Оба эти актера сыграли замечательно, красочно и динамично. Дарья вообще ради искусства свою красоту положила на алтарь кинематографа. Мало того, что мы регулярно видели ее лицо, опухшее от слез, так она еще и подстриглась наголо.

Еще одним положительным моментом "Апостола", снова – страсть к подробностям. Хоть мы уже и написали выше о том, что богатство и насыщенность антуража впечатляет и завораживает. Но также завораживает и впечатляет игра актеров. Миронов, чуть ли не трясущимися руками ищущий ключ от комнаты в доме коменданта. Или сцена, где он заламывает на стол коменданта – белокурую немку и совершает с ней половой акт, – для того, чтобы усыпить ее бдительность. А Фоменко, мило улыбающийся и собственноручно, медленно, со знанием дела, наливающий уголовнику-диверсанту в рюмку коньяк? "Апостол" не просто наполнен мельчайшими подробностями, он заостряет на них свое внимание, а вместе с тем и наше с вами. Мы становимся заложниками этого – и это прекрасно. Как очень верно на эту тему подметила критик и исследователь культуры Екатерина Сальникова:

""Апостол" заново приучает зрителя смаковать подробности, не гнать действие вперед, но погружаться в его атмосферу, сопереживать каждому вдоху и выдоху героев, следить, сколь детально воссоздана картина быта того времени. Какие обжитые казармы, камеры и квартиры, какая кухонная утварь, "помнящая прикосновения многих поколений" (как пишут в каталогах выставок), какие поношенные мундиры..."

Не обошлось в фильме и без элементов фантастики. Павел, герой Евгения Миронова, в отличии от своего брата-близнеца, близорук и носит очки. Откуда-то из лагеря привозят врача, который, по сути, является гением своего дела, – он разработал уже в то время операцию по коррекции зрения (и именно по этой причине он и попал в лагерь, т.к. его открытие было воспринято коллегами в штыки). Врач успешно оперирует Павла и близорукость исчезает.

Но есть в фильме и неприятные моменты. В фильмах о Великой отечественной войне, которые снимаются в последнее время очень часто, стали показывать борьбу простого советского, русского человека не только с немецкими захватчиками, но и его (русского человека) противостояние со спецслужбами. Иногда после просмотра подобных картин в сознание лезут неприятные мысли: вот если бы не спецслужбы, пачками расстреливающие русских солдат, то войну бы мы выиграли значительно раньше и с меньшими потерями. Иногда авторы картин так заворачивают сюжет, что даешься диву: немцы в этих картинах показаны куда гуманнее и человечнее, нежели представители НКВД. Вспомните тоже "Штрафбат", где штрафники нашли забытый немцами склад с продовольствием. И им как-то "посчастливилось" повстречаться там с немцами, которые на удивления оказались вполне обычными людьми. И как выясняется, с ним даже можно не просто мирно разойтись, но и выкурить сигаретку и сделать глоток-другой ямайского рома. И тут же показывают майора Харченко, особиста, который, не стесняясь в выражениях, бранится на штрафников и затевает с "мирными" немцами прямо на продовольственном складе бой. В результате и сам погибает, и вместе с ним – еще полторы сотни людей из штрафного батальона.

Вот и в "Апостоле" авторы решили не изобретать велосипед и в разряд стандартных врагов русского народа во время Второй мировой вписать и спецслужбы. Более того, в "Апостоле" спецслужбы проявили даже не свойственное им "рвение" и "изобретательность". Во время "уговоров" Павла Истомина сыграть роль своего брата Петра капитан НКВД берет его жену и сына в заложники! Он открыто угрожает с ними расправиться, если Павел откажется выполнить их требования. Хотя при этом обещает, что если ответ брата-близнеца будет положительный, то его семья будет жить в глубоком тылу и ни в чем не нуждаться. Но на самом деле мы видим далеко обратную картину: сын в детском доме, а жена в психушке, где ее время от времени "пользует" ее же лечащий врач. В общем, снова в лице НКВД нам показаны звери и враги русского, советского народа.

Ситуация со спецслужбами во время войны на самом деле была напряженная, но не критическая, как нам ее рисует отечественный кинематограф и в частности "Апостол". Система "доверяй, но проверяй" присутствовала не только в СССР в те времена, но и в той же гитлеровской Германии. Изощренность и находчивость диверсионных групп требовали к себе адекватного внимания соответствующих органов противодействия. Я, конечно, не хочу оправдать и списать все их ошибки, но еще больше не хочу, чтобы реальные заслуги советских спецслужб затирались некачественными в этом отношении фильмами. Режиссеры, снимающие подобные картины, вправе показывать то, что считают нужным. На то это и художественный кинематограф. Но они не вправе забывать о том, что современное кино, несущее в себе исторический контекст, воспринимается современной молодежью, как исторические реалии. И осуществление исторического подлога, пусть даже и в художественном варианте, является преступлением против нации. Переписывать историю в угоду собственного желания еще никому не позволялось. Народ требует знать правду.

Резюмируя все вышесказанное, можно добавить следующее. "Апостол" – хороший фильм. В съемках фильма задействованы любимые мной актеры, что снова положительно характеризует картину. Также очень приятно осознавать, что нас снова начинают учить "смаковать подробности". Все это тянет на твердую пятерку, по пятибалльной шкале. Если бы не... свободная трактовка "врагов" русского народа. Лично это обстоятельство, несмотря на все предыдущие, неоспоримые плюсы картины, заставляет меня поставить фильму всего три балла.