"ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ" НА ТРОПЕ ВОЙНЫ

Газета "Вечерний Новосибирск"
08.05.2008
Татьяна Рекше

"Апостол" его создатели определяют как фильм о цене человеческой свободы

Первый канал закончил показ нового отечественного экшна – сериала "Апостол". Пока шли съемки, авторы проекта уверяли, что не пожалеют ни сил, ни денег во имя качества, актеры стремились к подлинности...

Можно ли сегодня снять про Великую Отечественную войну глубокий, объективный фильм? Воспроизвести события давно минувших дней так, чтобы зритель не бранился, цитируя знаменитое станиславское "не верю"?

Конечно, угодить всем и каждому не получится. Всегда найдутся зрители, готовые попенять режиссеру на то, что, мол, и война у него получилась какая-то невсамделишная, и сюжет надуманный, и герои откровенно "киношные". Хотя какой она была в действительности, Великая Отечественная? Об этом знают только те, кто прошел через ее ад...

Но о войне по-прежнему много спорят и говорят, в том числе – представители молодого поколения. Так что показ нового телесериала о войне – событие актуальное. И флаг в руки тем режиссерам, которые стремятся воплотить на экране трагедию роковых сороковых, даже если не все получается ровно и гладко.

Режиссеры Геннадий Сидоров и Юрий Мороз нарисовали довольно-таки мрачную картину, в которой враги обложили героя буквально со всех сторон: с одной стороны – гитлеровцы, с другой – "кровожадные энкавэдэшники", причем и те, и другие "начальнички" – одного поля ягоды.

"Смотришь и понимаешь, что этот фильм спонсировало ЦРУ. Гестапо и СС по сравнению с офицерами НКВД – шалуны из детсада. Из фильма можно понять, что реальный агрессор и воплощение мирового зла есть Россия, и сразу хочется вступить в немецкую разведшколу и помочь бедному вермахту спасти мир от русских зверей."

С этим отзывом, выложенным в интернет, можно было бы даже согласиться... Не будь в "Апостоле" картин, изображающих Берлин 40-х – фашистскую столицу в период расцвета и триумфа: всех этих упоенных своим "высочайшим предназначением" обывателей, тошнотворно самодовольных истинных арийцев... И понимаешь вдруг по-настоящему, за что сражались наши солдаты: за детей, за жен-матерей (таких, как Лида и маленький Сережка из "Апостола"), в общем – "за синий платочек" и родную землю. Вовсе не ради того, чтобы выслужиться перед чекистами Хромовыми!.. Кстати, Николай Фоменко (известный шоумен, телеведущий, гонщик и музыкант), сыгравший капитана Хромова, оказался на высоте: создал необычный и какой-то даже магнетический образ, над смыслом которого можно долго ломать голову.

Имена актеров, занятых в сериале, изначально гарантировали проекту "звездный" уровень. Среди них – упомянутый выше Николай Фоменко, Андрей Смирнов, Дарья Мороз, Александр Баширов. И, конечно, Евгений Миронов, сыгравший даже не одну, а целых две заглавные роли: братьев-близнецов, "апостолов" Петра и Павла. Ассоциации с библейскими сюжетами, кстати, прямолинейно и доходчиво излагаются устами самих же героев – должно быть, создатели сериала опасались, что недогадливый зритель ничего не поймет?

Евгений Миронов даже в грошовой "мыльной опере" не смог бы, наверное, сыграть плохо. Его Петр и Павел – два абсолютно разных человека, и наблюдать за ними очень интересно. Правда, иногда Евгений Миронов напоминает... самого же себя, Евгения Миронова, только в других ролях. "Идиота", например, или "Мусульманина", или незабвенного блондина из "Охоты на пиранью". Вообще, по ходу просмотра ощущение дежа вю возникало постоянно: вспоминались, например, "Джентльмены удачи", особенно в тех сценах, где сельский педагог осваивал "блатарский" лексикон.

Лихо закрученный сюжет держал зрителя в напряжении от увертюры до занавеса. Лишь после того, как финальные эпизоды остались позади, возникло желание разобрать по косточкам "непонятки", оставшиеся после просмотра. Зачем было, например, энкавэдэшникам лгать Павлу Истомину про его жену и ребенка? Ведь эта ложь подвергала риску сложнейшую операцию, могла спутать все карты... Несерьезно и несуразно как-то.

Или вот еще один вопрос: каким чудом за считанные месяцы Павел Истомин сумел так преобразиться? Во-первых, перенес сложнейшую операцию по восстановлению зрения (после операции любой пациент переживает сложный адаптационный период). Во-вторых, ухитрился заделаться метким стрелком, матерым охотником, крутым взломщиком сейфов, мастером рукопашного боя и т. д., и т. п. Между прочим, в этих "областях знания" одной теоретической подготовки и кое-какой натасканности маловато: здесь не только природный дар, но и долгий навык требуется...

И все-таки, если воспринимать "Апостола" в целом, фильм получился неглупый. Геннадий Сидоров и Юрий Мороз выполнили свое обещание: и заинтриговать сумели, и пару-тройку интересных мыслей подкинули. "Апостол" – это ведь рассказ еще и о том, какими разными могут быть судьбы двух людей, братьев-близнецов, обладающих сходными природными задатками. Оба брата – натуры артистичные, рисковые, хваткие, жадные до жизни, идущие напролом, если довести до отчаяния... Только вот один почему-то становится вором-рецидивистом, а другой – сдержанным, вдумчивым учителем-интеллигентом. Быть может, создатели фильма отчасти правы, и не стоит оправдывать подлость генетической предрасположенностью, а пороки списывать на издержки воспитания?

А вот за финальную сцену режиссерам и сценаристам хочется сказать спасибо: она хороша уже тем, что позволяет каждому зрителю выбрать именно такой вариант, который придется по душе. Кто-то искренне поверит в хеппи-энд и согласится с тем, что невозможное возможно. Кто-то почувствует, что финал "Апостола" просто не может быть светлым и безмятежным. Сияющие фигуры в белом, которые встречают героя на пустынном (до странности!) берегу – разве это свидание происходит не по ту сторону жизни?

Отвечая на вопросы газеты "Культура", продюсер и режиссер проекта Юрий Мороз подчеркнул:

— Я бы сказал так: эта история – о цене человеческой свободы. В первую очередь, это относится к главному герою: весь путь, который он проходит, – чего это ему стоит внутренне. Важно понять, что остается в человеке, прошедшем столь сложные испытания.