ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ – ТОРГОВЕЦ

"Русская газета" – Болгария №13
07.04.2005
Евгений Глуховцев, Раиса Вивчаренко

Невозможно отделаться от ощущения, что Егор Кончаловский издевается над зрителем. Эпизоды сыплются, как горох из прорванной сумки – хаотично, и отскакивают от тротуара по странной траектории. Как если бы это были вовсе не горошины, а уменьшенные в сто раз знаменитые квадратные японские арбузы. Но только пластмассовые. Таковы впечатления от только что вышедшего в широкий прокат "Побега".

Егор обозначает свою новую картину как остросюжетный боевик. Хотя по жанру она больше похожа на триллер с элементами китча, мелодраматическими вставками и оптимистичным финалом "happy end" в духе лучших традиций советского кинематографа. Это история о враче-нейрохирурге Евгении Ветрове (Евгений Миронов), у которого в начале фильма было все – деньги, карьера, безупречная репутация и самое главное – любовь. Но внезапно все обрывается – кто-то зверски убивает его жену (Виктория Толстоганова). Никаких свидетелей, и несколько неопровержимых улик – все против Ветрова. Быстрый суд и приговор: виновен. По дороге в лагерь Евгений решает бежать и вернуться в Москву, чтобы найти убийцу жены и отомстить. Ну, почти как Харрисон Форд в похожем фильме. Только тут наш вечно ностальгирующий Миронов, который, как всем пояснили создатели картины на пресс-конференции, сам принес сценарий и сказал: "Я хочу здесь сниматься!". Такое случается редко, но мастеру никто перечить не стал – и вот появилось то, что появилось.

Герой подвергается многочисленным испытаниям: трясина, медвежья яма и тому подобное. Но он с честью выходит из всех затруднений. Остается только удивляться, как человек, избалованный всеми возможными благами цивилизации огромного мегаполиса, умудряется прекрасно ориентироваться в тайге и так долго водить за нос погоню – отряд местной милиции во главе с полковником Пахомовым из Москвы (Алексей Серебряков). Апофеозом "везучести" Ветрова, пожалуй, можно назвать его прыжок из вертолета в пучину озера, в результате которого он не только остается живым, но и благополучно продолжает свое путешествие в Москву.

Некоторое время зритель находится в недоумении: "Как же так?". Но недолго – в разговоре со своим помощником полковник Пахомов упоминает, что Ветров, оказывается, – чемпион по прыжкам в воду с высоты. А вскоре становится понятным, почему полковник с такой одержимостью гоняется за нейрохирургом: его дочери-инвалиду необходима срочная операция, и сделать ее может только Ветров. Наконец, герою удается добраться до Москвы. В лице преданной ему медсестры он находит поддержку, понимание и быстро восстанавливает силы любовно приготовленными ею же пирожками.

В итоге – враги изобличены, операция дочери Пахомова проходит успешно, и мальчик, которого так хотела усыновить покойная супруга Ветрова, находит себе отца. В общем, все счастливы и довольны. Отдельно хочется отметить сцену с участием самого режиссера, то-бишь Егора Кончаловского. Он очень реалистично играет торговца фруктами на обочине дороги. Это, пожалуй, самый удавшийся эпизод фильма. Так что Егору пора переквалифицироваться. А вдруг именно на актерской стезе его ждет "Оскар" или еще какая-нибудь судьбоносная "железяка"?