БЕГУЩИЙ

Газета "Санкт-Петербургский Таймс"
08.04.2005
Мануэл Маммс

Несмотря на обилие материала для интересных сценариев, российские кинорежиссеры нового поколения склонны обходиться римейками и перепевами знакомых сюжетов. Да и зачем ломать голову над сложными фабулами, если зритель вполне доволен незатейливыми рассказами про "плохих и хороших"? А если вдобавок перенести действие в мир современных богатых москвичей, успех картине практически обеспечен.

"Обожаю блокбастеры", заявил режиссер Егор Кончаловский на прошлой неделе после премьеры своего нового фильма "Побег". "Я бы даже ребенка назвал Блокбастером", пошутил он. Кончаловский, прославившийся фильмами "Антикиллер" (2000 г.) и "Антикиллер 2" (2003 г.), кажется, снова угадал вкусы публики с "Побегом", хотя на этот раз ограничил количество кровавых сцен, постаравшись вместо этого сосредоточиться на персонажах.

"Это история о враче, который в начале фильма довольно-таки неприятный тип – эгоист, зацикленный на себе и своих интересах", говорит режиссер. "Но потеряв жену и работу, он вынужден пересмотреть свои взгляды на жизнь. "Побег" – это еще и побег от самого себя."

Герой фильма – Евгений Ветров (Евгений Миронов), врач, работающий в частной московской клинике. Побег начинается с того, что Ветров находит дома труп любимой жены. Хотя он неповинен в убийстве, его судят, признают виновным и приговаривают к пожизненному заключению. В поезде, который везет Ветрова в Сибирь, с ним едут еще трое арестантов. Когда они предпринимают попытку к бегству, начинается перестрелка, в ней погибают и заключенные, и охранники. В живых остается только Ветров. Он пользуется неожиданной свободой, чтобы бежать через тайгу. За ним по пятам идут двое – следователь, одержимый идеей взять беглеца живым, и его противник, намеренный прикончить Ветрова. История заканчивается там же, где началась – в Москве, где герой примиряется со своим прошлым и начинает новую жизнь.

Все это звучит знакомо для поклонников фильма "Беглец" с Харрисоном Фордом, и легко предположить, что и Кончаловский был вдохновлен боевиком, вышедшим в 1993-м году. Но несмотря на очевидные параллели, режиссер отрицет любое сходство с голливудским фильмом. "Единственная схожесть в том, что оба героя – врачи", сказал он. ""Побег" – это совсем не римейк "Беглеца"." Ну, а любителям легких развлекательных фильмов в жанре экшн вряд ли будет важно, римейк это или нет, особенно если учесть, что и сам "Беглец" был поставлен по мотивам телесериала 60-x годов, в котором некий доктор Ричард Кимбл находился в еженедельных бегах. Да и сериал был основан на реальной истории невинно осужденного чикагского хирурга.

Через сорок пять лет после окончания сериала доктор, наконец, помилован. Теперь ему не придется бегать неделями – "Побег" идет всего два часа. Само название фильма обещает много сцен, держащих зрителя на краешке стула. Время от времени герой останавливается передохнуть и обдумать ошибки прошлого, но погоня немедленно возобновляется. Никто не обвинит "Побег" в излишнем психологизме, но в фильме есть моменты, позволяющие заглянуть в души персонажей, хотя характеры раскрыты ровно настолько, сколько требуется для того, чтобы погоня была захватывающей.

Еще один ингредиент стопроцентного рецепта успеха, придуманного Кончаловским - гламурность. Похоже, что все персонажи фильма, вплоть до медсестры, принадлежат к московской элите и ни в чем себе не отказывают: у них большие машины, роскошные квартиры и собаки-роботы. Даже сибирские таксисты ездят на черных БМВ. Такие детали, видимо, призваны напоминать нам, что это всего лишь кино и что главная задача российской киноиндустрии на сегодняшний день – развлечь зрителя.

"Побег" не может похвастаться новизной концепции, но за развлекательные качества получает твердую пятерку.


[Перевод Влады Черномордик для Официального сайта Евгения Миронова]