ИГРА МАШКОВА В БРЕДЕ БУШКОВА

Газета "Донецкий кряж" №2080
14.04.2006
Алексей Иванов

Хорошее не может продолжаться долго – это аксиома. Не успели мы порадоваться за отечественный (таковым из-за отсутствия украинской продукции считаем весь постсоветский) кинематограф с его "9-тыми ротами", "Дозорами" и "Статскими советниками" плюс целый ряд действительно неплохих сериалов, как народу была явлена "Охота на Пиранью". Картина, которую позиционировали как первый отечественный блокбастер и боевик. От других "первых" ее отличало наличие среди актеров отечественных звезд первой величины (Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Гармаш и Михаил Ефремов), литературная первооснова в виде одноименной книги кумира Александра Бушкова и мощная рекламная кампания.

Результат превзошел все ожидания. После "Пираньи" ругать Голливуд просто стыдно, до такого кино не додумались даже там. Завязка такова. В тяжкие брежневские годы в глухой-преглухой тайге, на дне глубокого-преглубокого озера, в тайной-претайной лаборатории вредные-превредные советские ученые создали некое химоружие, несколькими каплями которого можно укокошить все человечество. Но какой-то завлаб, крутя своей филейной частью, разбил капсулу с веществом, после чего лабораторию затопило вместе со всеми учеными и охранниками. Выплыл только восьмилетний мальчик Прохор, поскольку такие, как он, не тонут. Всплывший Прохор, ставший сиротой (родители так и остались на дне), вырос личностью социопатической, стал криминальным авторитетом, якшающимся с арабскими террористами, которым по старой памяти решил продать то самое химическое оружие со дна озера. В перерывах между переговорами с террористами Прохор (Евгений Миронов) устраивает охоту на людей и нюхает килограммами кокаин.

Едва в тайге зашевелились арабы, как в Москве зашевелились спецслужбы, которых тридцать лет химический могильник почему-то никак не беспокоил. Для исправления прискорбной ошибки спецслужбы отправляют ликвидационную команду в составе двух человек: полковника-подводника из подразделения "Пираньи" Кирилла Мазура (Владимир Машков) и капитана с познаниями в химии Ольгу Хмельницкую (Светлана Антонова). Добравшись до озера, парочка ликвидировала лабораторию, взорвав само озеро и потеряв сознание. Кстати, по фильму суперкрутой Машков-Мазур сознание будет терять регулярно. Хилый супермен нынче – на пике популярности.

Придя в себя, бравый подводник обнаружил, что он в плену у (тут, как говорит Михаил Задорнов, наберите воздуха в грудь) белогвардейцев, которые, одичав, все еще обретаются в тайге. Причем к ним примкнули какие-то местные тунгусы. Недоделанных "джеймс бондов" поместили в деревянную белогвардейскую тюрягу, где томилось еще несколько счастливчиков в лице зэка Зимы (Сергей Гармаш), семейки детских врачей и какого-то перепуганного толстяка. Оказывается, всех их бережно по тайге собирали, чтобы передать в руки злодея Прохора, приехавшего в белогвардейское логово на тройке (чтобы, видимо, антуража не портить) и с портретом Ленина на цепочке, после чего, собственно говоря, и начинается та самая пресловутая охота. В ней Прохор, его обкуренная подруга, белогвардейцы, тунгусы, арабские террористы, тюремные смотрители, милиция и новые русские хотят убить "пиранью" – спецназовца. Герой Машкова звереет и начинает убивать проходимцев перочинным ножиком, заточенными палочками и даже лосиной челюстью. Последняя оказалась особо смертоносной. При этом сюжетная линия не думает выстраиваться. Куда-то в тайгу уходит детский врач, а его жена изменяет ему с уголовником, который в конце концов сворачивает ей голову (в буквальном смысле). Взрывается строительный домик, заставленный канистрами с бензином, в котором сидит связанная по рукам и ногам Ольга, после чего девушка остается живее всех живых, а процесс ее уникального спасения режиссер утаил от заинтригованного зрителя.

В общем, два часа мути, которую мы неоднократно видели в голливудских боевичках категории "В", снятых в 80-е годы, и от чьих канонов в том же Голливуде давно уже отошли. И непонятно, почему режиссеру Андрею Кавуну взбрело в голову, что эти штампы сыграют на отечественном материале? Ведь от смены имен Джон на Прохор и Гарри на Кирилл принципиально ничего не меняется. Отстой есть отстой. Кто-то предположил, что это – своеобразная комедия-буф. Да нет, вроде актеры всерьез играли. А то, что смешно получилось, так это не их вина.

Вердикт печален: режиссеру Кавуну вернуться во ВГИК, который он якобы недавно закончил, и год стоять на горохе, постоянно читая вслух литературное наследие Бушкова. Машкова вернуть американцам: им в кино не хватает людей на роль плохих русских бандитов. А Миронова за позор фамилии и собственной репутации сослать в монастырь месяца на два с романами Достоевского "Идиот" и "Преступление и наказание".