ОХОТА НА МАЛЬЧИКОВ

Газета "Час"
21.04.2006
Сергей Николаев

Сегодня на экран "Кока-кола плазы" выходит российский фильм "Охота на Пиранью" (по одноименному роману Александра Бушкова). Продюсер Валерий Тодоровский назвал картину "экшн с человеческим лицом" и дуэтом с режиссером Андреем Кавуном сообщил, что они сняли "черную сказку для мальчиков разного возраста".

Началось кино... Ваш корреспондент сидел и потирал руки от удовольствия. Крепко, четко, с драйвом, под песенку "Жил отважный капитан". Ничто не раздражает, кроме противного мальчика. Но понимаешь: это будущий гад, блондин Прохор...

Кирилл Мазур (Владимир Машков) из секретного подразделения "Пираньи" отправлен на "пустяковое" дело. Всего-то: доставить специалиста-химика Ольгу (Светлана Антонова) на дно сибирского озера, чтобы вдвоем уничтожить старую секретную лабораторию.

Дело сделано, но люди таежного мафиози Прохора (Евгений Миронов) захватывают парочку в плен. Люди эти – странная компания живущих в тайге старообрядцев с семьями, эвенков и ряженых белогвардейцев. Родители Прохора погибли в той лаборатории на глазах у сына. Однако сынок подрос и каким-то образом раздобыл из глубин две ампулы с биологическим оружием страшенной силы. И хочет продать его злодеям мусульманской веры. А на захваченных им людей (в остроге у Прохора сидят еще несколько человек) он устраивает охоту. Просто убить всех на месте ему скучно. Жертв закидывают на вертолете в тайгу и – пошла погоня.

Погоня проходит интересно. Сетевые кинолюбы насчитали не менее десятка голливудских фильмов, в которых авторы, похоже, черпали вдохновение. Интересно, что никто не вспомнил "Рэмбо: Первая кровь". А зря-с. И оттуда авторам удалось пару горстей зачерпнуть.

До определенного момента все идет вполне пристойно: сюжетные повороты, игра актеров, саспенс и хоррор (типа напряженность и ужас). А вот к финалу фильм скатывается в полную бодягу. Герой Машкова попадает на свечной заводик, где за каждой трубой прячется по гаду. И тут скопировано. У американцев "экшн" без фабрички в конце – просто дурной тон, и такие битвы они делают сочно и пафосно. А как же: кульминация, поединок добра и зла. В "Пиранье" Мазур наспех, без саспенса и хоррора, всех этих гадов перестрелял, кроме главного злыдня Прохора. Эпизод совершенно не проработан ни драматургически, ни пластически и выглядит дурным, небрежно сделанным аттракционом.

А что Прохор? Он повергает Кирилла и выпускает всю обойму тому прямо в бронежилет. Вместо того, чтобы в лоб. Непростительно для злодея такого ранга. Рядом в вагончике догорает связанная Ольга... Не волнуйтесь, девушка, благополучно прошедшая воду, пройдет и огонь, чтобы в финале расцеловаться с Кириллом.

Далее идет поединок на саблях на крыше поезда. Он может претендовать на самый кондово сделанный эпизод в мировом кино. Камеру специально трясут (или колотят по ней палкой?), чтобы прыгающее изображение актеров перенести на прыгающий фон. Выглядит – безобразно.

Заводик и поезд – этого достаточно, чтобы испортить хорошее впечатление от фильма. Авторы могут говорить сколько угодно, что хотели спародировать, постебаться. Но на пародию, если честно, фильм не тянет.

Добивает картину финальная сцена объятий наших героев с совершенно деревянным текстом. Другая артистка, может, и сказала бы естественней, но у Светланы Антоновой не выходит. Вообще ее Ольга безликий персонаж. То ли дело – наркоманка, подруга Прохора, в исполнении Виктории Исаковой.

Подытоживая, воздадим хвалу Владимиру Машкову: хорош всегда и везде, чертяка! Говорят, злодеев играть легче. Глядя на Миронова, этого не скажешь. Переходы от задумчивого интеллектуала к упырю не слишком ему удаются, да и машковских органики и чувства юмора ему не хватает. В оправдание Миронову – роль больно дурацкая, не каждому по плечу. Тут Гэри Олдмен требуется. Нет в России Олдменов.

А лучшая актерская работа – зэк Зима в исполнении Сергея Гармаша. Кажется, что не умер в нем человек. Но нет... Осталась только сволочь. Это печалит и остается в памяти.

Но что в фильме хуже всего: авторы позиционируют его как сказку (пусть даже черную) и при этом разливают море крови. Американцы и то не страдают такой гемофилией, разве что Тарантиныч. Хочешь показать боль, страдание, смерть – ну не лей ведрами! Столько выразительных средств в кино, включая мозги режиссера, чтобы добиться даже более сильного эффекта, не пачкая экран.

Но все это для зрителя с запросами. Авторы охотились на мальчиков.