РАСПУТЬЯ РОССИИ И УКРАИНЫ НА ХХІ "КИНОТАВРЕ"

Еженедельник "2000"
09.06.2010
Александр Рутковский

... Вне конкурса после церемонии открытия был показан двухчасовый киноальманах "Москва, я люблю тебя!". Это 18 новелл 18 режиссеров под общим худруководством и при участии Егора Кончаловского. Возраст авторов – от 20 лет с хвостиком (начинающий постановщик Артем Михалков, "сын отца") до 90 лет с тем же хвостиком (патриарх советского кино Георгий Натансон). Честно говоря, название не обрадовало оригинальностью. Оно демонстративно вторично и отсылает к изрядной череде предшественников. Например, точно такие же коллективные признания кинематографистов в любви к великим городам совсем недавно были адресованы Парижу и Нью-Йорку. Мода, однако...

"Москва" оказалась вполне добротным зрительским кино, которое, впрочем, как на мой глазомер, весьма далеко от амбиций артхауса. Типичное кино детей "звезд", желающих тоже вписаться в "созвездие" родителей. Здесь в 5-минутных миниатюрах мы увидим в кадре и за кадром Егора Кончаловского, его кузена Артема Михалкова и их приятелей-коллег и тоже "сыновей" Федора Бондарчука и Георгия Параджанова, а также маму первого – Наталью Аринбасарову и подругу семьи Наталью Фатееву и много других персонажей примерно одной и той же номенклатурно-столичной арттусовки. Отдельные сюжеты сделаны остроумно и не лишены оригинальности. Например, "Он и она" Андрея Разенкова (о парадоксах любовной мистики под покровом московской ночи) или "Этюд в светлых тонах" Василия Чигинского (о работнице метро, ночами рисующей то, чего она никогда не видит – радостный солнечный мир) или "Mosca ti amo" Александра Касаткина (о гуманизме (!) московского милиционера). Вдохновитель проекта Егор Кончаловский так и представил свое детище – это программно "позитивное" кино, которое должно понравиться массовому зрителю. Кино хорошего настроения, лишенное какой-либо "большой" мысли. Кончаловский сказал, что все снимали то, что им вздумалось, а отдельные новеллы тоже соединены достаточно произвольно, по наитию. И вообще ему, Кончаловскому, как режиссеру все равно, о чем снимать, было бы финансирование...

А вот это уже – позиция, концепция и даже направление. Тренд мастеровитого по профессии и решительно циничного по гражданскому чувству киноавторства. Как говорят в Одессе: "Вам надо чего-то сугубо позитивного? Этого есть у меня!" Слащавое, охранительное и конформное кино, построенное исключительно на внешних "приколах". Что ж, и на этот товар есть покупатель. ...