ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Отображение России 2000: фильмы и факты
2004
Анна Лоутон

Истинным блокбастером начала 90-ых стал фильм Валерия Тодоровского "Любовь" (1992 г.). Картина эта столько же о ненависти, сколько о любви: ведь одно чувство есть обратная сторона другого, и оба неизбежны в динамике противодействующих сил, которая и есть жизнь. "Любовь" заставила зрителей рыдать над историей разлуки юной пары и возвела молодого исполнителя главной роли, Евгения Миронова, в ранг кинозвезды. В. Тодоровский, сын режиссера "старой гвардии" Петра Тодоровского, прославившегося успешными сентиментальными комедиями, был вдохновлен популярными фильмами советских времен, которые предлагали зрителю волнующую мелодраму, неотразимых героев, смесь страсти с юмором и подбор реалистичных деталей. В. Тодоровский освежил этот признанный рецепт новыми штрихами, отбросив ханжество старых дней и оживив фильм эротикой и колоритным юношеским сленгом. Однако его картина – нечто более глубокое, чем просто любовная история: в ней поднимаются вопросы национализма.

Саша, студент из рабочей семьи, встречает и влюбляется в Машу. Их идиллия резко прерывается, когда Машина семья получает запрошенное разрешение на отъезд в Израиль. Между влюбленными вдруг возникает преграда: Маша – еврейка, Саша – русский. Мотив Ромео и Джульетты здесь приобретает антисемитский акцент. За несколько лет до встречи Маша стала жертвой изнасилования бандой русских подростков, а когда ее мама подала в суд, судья закрыл дело и насильники остались безнаказанными. В начале их романтических отношений перенесенная травма мешает Маше принять Сашину любовь, и хотя впоследствии она переступает этот психологический барьер, восприятие себя как еврейки остается для нее прочно связанным с воспоминанием о пережитом насилии. В финале фильма эта старая рана толкает Машу к решению уехать на "историческую родину", хотя из контекста становится ясным, что для Маши это понятие – риторическое, а Израиль – сказочный остров, а не раздираемая конфликтами страна, которой является на самом деле.

Тогда как первые фильмы эпохи гласности с еврейской тематикой лишь соболезновали плачевному положению советских евреев, "Любовь" демонстрирует более глубокое осмысление темы и отражает позицию молодого поколения. Картина осуждает как русский национализм, так и еврейский фундаментализм, указывая на то, что поляризация идеологических позиций приводит к несчастливому концу.


[Перевод Татьяны Чумак для Официального сайта Евгения Миронова]