"ЛИМИТА"

Отображение России 2000: фильмы и факты
2004
Анна Лоутон

Одной из первых картин, поднявших тему "Москва – бессердечный город", была "Лимита" Дениса Евстигнеева (1994 г.), имевшая большой успех. В ней Евстигнеев дебютировал как режиссер, зарекомендовав себя до этого в качестве кинооператора. Название фильма лучше не переводить, поскольку оно обозначает тех бродячих работников ("лимитчиков"), которые в прежние времена приезжали на сезонные работы в областные центры и размещались в бараках за пределами города, и сегодня термин имеет особый аромат минувших дней. Главные герои истории, Иван (Владимир Машков) и Миша (Евгений Миронов), приехали в Москву из Пятигорска в конце 70-х гг. Они сумели найти лазейку, чтобы "зацепиться" в столице, и, как только позволила волна новых возможностей, укрепились в компьютерном бизнесе. На момент начала фильма им тридцать с небольшим, и их несет на волне удачи. Иван – независимый дешифровщик, Миша – программист в банке. Вместе со своей подругой (Кристина Орбакайте) они живут привилегированной жизнью "технологической элиты". Однако большие деньги в большом городе влекут за собой большие проблемы. Однажды Иван получает прибыльный заказ от клиента, связанного с мафией: он должен взломать диск, который Миша закодировал для своего банка. Когда Иван понимает суть задания и пытается отступить, спасая себя и друга, он уже глубоко втянут в авантюру, исходом которой станет смерть Миши.

Черно-белые кадры студенческих дней героев контрастируют со стильными интерьерами московской квартиры Ивана, обставленной в стиле high tech, с его дизайнерской одеждой и шикарными клиентами. Вопрос, видимо, ставится так: стоит ли все это новое богатство утерянной искренности и загубленной жизни? У Евстигнеева есть на это практичный ответ. Рассуждая о новых русских, он говорил: "Эти люди, пусть не самые цивилизованые – первые в нашей стране, сами решающие, что делать со своей жизнью. Возможно, они эгоистичны, думают только о себе и своих близких, но по мне – это лучше, чем то, что было раньше, когда разглагольствовали о "счастье для миллионов"." Несмотря на подспудный цинизм, а может быть, именно из-за него, фильм был очень популярен.


[Перевод Светланы Шиковой для Официального сайта Евгения Миронова]