В РОССИИ ВНОВЬ ГОВОРЯТ О СОЛЖЕНИЦЫНЕ

Газета "Нью-Йоркский Таймс" №3
09.02.2006
Стивен Ли Майерс, при участии Рэчел Торнер

Москва, 8 февраля – С рекламных плакатов, развешанных по всему городу, москвичам улыбается пожилой мужчина с бородой.

Довольно странно, что это Александр Солженицын, некогда писатель-изгнанник, лауреат нобелевской премии, а в последнее время – всем недовольный старик. Странное впечатление усиливает тот факт, что плакаты рекламируют телевизионную версию (снятую для государственного телевидения!) одного из самых антисоветских его романов, '"В круге первом".

Солженицын был назван совестью нации, но его репутация пережила такие же взлеты и падения, как сама Россия после распада Советского Союза. Экранизация "В круге первом" вновь сделала его фигурой национального масштаба, дав ему такую аудиторию, о которой он и не мог помыслить в те годы, когда тайком вывозил этот роман из Советского Союза.

10-сериийный художественный фильм, показ которого был начат 29 января, а закончится в четверг, призван удовлетворить растущий интерес зрителей к экранизациям великих произведений русской литературы, в том числе книг, запрещенных в советское время. Первым в этой серии телепостановок (в 2004 г.) стал фильм "Идиот" по роману Достоевского. Затем были сериалы на основе менее известных книг советской эпохи: "Мастер и Маргарита" и "Золотой теленок". Кульминацией должен стать показ российской версии "Доктора Живаго" весной этого года.

По данным TNS Gallup Media, на прошлой неделе, первая серия "В круге первом" стала самой популярной программой в стране, слегка обогнав фильм "Терминатор-3". Однако на этой неделе сериал спустился на пятое место – по крайней мере в Москве, так как цифры по стране еще недоступны. Но он по-прежнему привлекает к экранам 15 миллионов телезрителей каждый вечер.

Солженицына, вернувшегося в 1994 г. из изгнания, встречали как блудного сына, но его последние книги – "Россия в обвале" (1998), политическая атака на пороки общества с примесью апокалиптизма, и "Двести лет вместе" (2004), исследование еврейского вопроса в России – общество встретило равнодушно. Когда-то у него было свое ток-шоу, но его закрыли из-за низких рейтингов. "Этот самозваный пророк не сыграл значимой роли в политическом диалоге России после своего возвращения", писал комментатор официального Российского Информационного Агентства Анатолий Королев в августе 2004 года. Теперь, полтора года спустя, на закате своей невероятно богатой карьеры он вновь в центре внимания общества, которое не всегда знало, что ему делать с самым знаменитым из своих ныне живущих писателей.

"Я думал, что экранизация романа станет возможной через триста лет, сказал в телевизионном интервью режиссер Глеб Панфилов, который хотел снять фильм после первого прочтения книги около тридцати лет назад. – Но это случилось раньше".

Сериал является первым российским фильмом по произведению Солженицына. При глубоко неоднозначном отношении общества к советской истории, фильм способствует популяризации одного из ее самых темных эпизодов.

"Молодежь сегодня говорит: Нет, это плохой писатель. Коммунизма больше нет. Он уже не интересен, – сказал в телефонном интервью писатель Виктор Ерофеев. – В истории России он занимает первое место". "То же самое было в Германии после войны, – добавляет Ерофеев. – Через два-три поколения люди начинают задумываться о том, что произошло в их стране".

Солженицын, которому сегодня 87 лет, написал сценарий фильма и сам читает за кадром длинные отрывки из своей книги. Он также выступил в роли консультанта на съемках, помогая съемочной группе воссоздать удушливую атмосферу ГУЛАГа, где он провел семь лет после того, как в 1945 г. критически отозвался о Сталине. "Здесь нет ни капли фальши" – сказала его жена Наталья газете "Известия". Автор, остающийся таким же замкнутым, как в течение восемнадцати лет своего вермонтского изгнания, не высказывался о сериале публично, но, по словам Панфилова, когда Солженицын смотрел смонтированный вариант, у него на глазах были слезы.

Роман "В круге первом", впервые изданный на Западе в 1968 г. – это хроника трех дней жизни заключенных "специальной тюрьмы" Маврино, созданной на территории подмосковной усадьбы после Второй мировой войны. Туда были помещены политзаключенные – специалисты в разных областях – для разработки двух проектов: безопасной телефонной линии для Сталина и метода распознавания голоса для идентификации личности предполагаемого предателя. Название романа – аллюзия на концентрические круги ада в "Божественной комедии" Данте. Название Маврино напоминает о Марфино, лагере, в котором Солженицын отбывал свой срок.

По словам Бориса Пастернака, директора издательства "Время", которое в марте выпускает первый из тридцати томов полного собрания сочинений Солженицына, россияне все еще жадно поглощают запрещенную литературу советских времен. "Не могу сказать, что миллионы людей смогли основательно ее переварить, говорит Пастернак, однофамилец автора '"Доктора Живаго", еще одной знаменитой запрещенной книги. – Сегодня можно по-другому влиять на сознание людей: путем телесериалов".

Сериал общей продолжительностью в семь с половиной часов транслируется без рекламных пауз по "России", одному из двух государственных телеканалов. Учитывая влияние, которое Кремль оказывает на программу канала, многие в Москве оценивают новый фильм как знак готовности критически взглянуть на наследие Сталина, если не воспринять идеи Солженицына. "Как сказала моя мама, "Сталин показан мерзавцем", – говорит Еврофеев. – Это означает, что власть Кремля, скажем так, не монолитна".

Хотя фильм скрупулезно воссоздает эпоху, Солженицын внес в сюжет ряд изменений. По книге сотрудник министерства иностранных дел попадается в ловушку МГБ (так тогда называлось КГБ), попытавшись предупредить об опасности пожилого семейного врача, который хочет передать лекарство коллеге во Францию. В фильме сотрудник МИДа звонит в американское посольство, чтобы сообщить о плане советской разведки выкрасть ядерные секреты – совершая, таким образом, более недвусмысленное предательство. По словам Виктора Москвина, директора созданного Солженицыным культурного фонда "Русское зарубежье", сценарий стал совершенно отдельным произведением автора, родившегося в 1918 г., прожившего всю советскую эпоху и вступившего в новую, совсем другую. "Это важное произведение для начала XXI века, – заявил он. – Оно будет способствовать развитию демократии".

По крайней мере, оно вызвало дебаты. Лидер коммунистической партии Геннадий Зюганов осудил сериал как "абсолютно однобокий взгляд на советскую историю". Другие провели нелестные параллели с недавними событиями – от осуждения бывшего руководителя нефтяной компании "Юкос" Михаила Ходорковского до политических атак на правозащитные организации. Эрнст Черный из Общественного комитета защиты ученых уподобил события, изображенные в сериале, обвинениям против ряда ученых, в том числе физика Валентина Данилова, осужденного в 2004 г. по обвинению в продаже Китаю спутниковой технологии, которая, по словам адвокатов, не была секретной. Сегодняшние спецслужбы, по его словам, ничему не научил обвинительный акт, вынесенный Солженицыным капризной сталинской юстиции. "Они не видят ничего странного в том, что они делают сегодня, – заявил Черный на прошлой неделе в ходе пресс-конференции, – причем методами, которые описаны Солженицыным".

Остается увидеть, вызовет ли телеверсия романа волну интереса к творчеству Солженицына. После показа других сериалов, в частности по "Мастеру и Маргарите" Михаила Булгакова, объемы продажи книг резко возросли. "Он пишет действительно потрясающе, но нас просто не интересуют такие вещи, – сказал Александр Белогоров, 27-летний страховой агент, проходя в среду по подземному переходу под Пушкинской площадью. – Для нас чтение Солженицына – не особое развлечение".