ЛЕДЕНЯЩЕЕ ПРЕДЧУВСТВИЕ

Газета "Столичные новости" №24
06-11.07.2005
Сергей Васильев

... Трудно отделаться от ощущения, что и в награждении главным призом фестиваля, "Золотым Георгием", российского фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие" присутствует конъюнктурный, лукавый политический подтекст. Даже если отбросить исторические аналогии (в советские времена лучшей на ММКФ практически неизменно оказывалась местная картина, так происходит в Москве второй год кряду, в чем уже видится закономерность) и не ввязываться в бесплодный спор о вкусах (не только по моему мнению, слащавая ретродрама аккуратного питерского кинорукодельника явно не тянет на роль фаворита), нельзя не отметить, что этой лентой Россия дает недвусмысленный знак того, как хотела бы воприниматься в современном мире: суровой и грозной (действие происходит в северном портовом городе, где ледяные торосы и снежные сугробы контрастируют с сусальной роскошью ресторанов и пропитанной пьяной уголовщиной заплеванностью рабочих столовых), но, невзирая на свою пугающую дикость, способной на дерзость мечты (символом чего призвано служить напоминание о том, кто первым покорил космос) и органичное приятие западных либеральных ценностей (один из главных героев фильма не только готов в погоне за этими ценностями переплыть Балтийское море, но уже вымуштровал себя на западный манер, осваивая английский бокс и язык, слушая новости и блюзы по контрабандному транзистору и даже практикуя куннилингус). Но как ни тщатся быть достоверными в "Космосе..." камера и артисты, интонация фильма все равно кажется фальшивой. Думается, за границей, куда эту ленту обещают усиленно продвигать, эту фальшь расслышат лучше, чем дома.