РАСЧЕТЛИВОЕ "ПРЕДЧУВСТВИЕ"

Газета "Час"
30.08.2005
Алекс Боков

"Космос как предчувствие" Алексея Учителя – мелодрама, ностальгия и безусловная ремесленная грамотность

Особенности:
"Космос как предчувствие" – новая лента режиссера Алексея Учителя ("Дневник его жены", "Прогулка"). Да не просто лента, а победитель последнего Московского кинофестиваля. В Риге отхватившая "Золотого Георгия" картина наш Фестиваль российского кино открывала.

Про что: 50-е, порт на берегу Финского залива. Чудаковатый парень по кличке Конек (Миронов), повар в ресторане и боксер-любитель, гоняет себе на дряхлом велосипеде и крутит любовь с одной из двух сестричек-официанток. Но вот однажды в его жизни (а для начала – на ринге) появляется загадочный и молчаливый мачо Герман. Он боксирует что твой Костя Цзю, закаляется плаванием в ледяной воде, учит английский язык и слушает на транзисторе западные "голоса", носит свитера "с горлом" и магнетически улыбается. Завороженный мужественным незнакомцем и пытающийся во всем ему подражать Конек еще не знает, что Герман уведет у него девушку. Зато догадывается, что тот – человек непростой, засекреченный. А потом уже и сам Герман ему объяснит, что он – один из отряда будущих космонавтов, которые, законспирировавшись, проходят суровую проверку, и только один из них, лучший, отправится туда – ввысь, навстречу черным просторам Вселенной... Разумеется, в итоге все окажется не так, совсем не так. Зато Конек встретит в поезде молодого летчика Юру Гагарина...

Как: как это вообще-то водится у Учителя – двойственно. С одной стороны, Учитель крепкий профессионал: и картинка выстроена и снабжена зернисто-приглушенной "ретрофактурой", и актеры подобраны недурно, и бытовая достоверность соблюдена, и акценты расставлены, и пропорции выверены – вот тебе немного мелодрамы, вот немного ностальгии, вот... С другой же – глядится все это какой-то мастеровитой, но порядком бездушной имитацией. Словно самому режиссеру было как-то все равно, какую историю рассказывать и зачем. Главное – показать свое владение суммой ремесленных навыков. Ну, что – навыки есть, есть. Но все же, право, давать главный приз главного российского фестиваля картине, столь явственно лишенной "начинки", настоящего авторского драйва и состоящей из одной ладно склепанной оболочки, – это как-то... не комильфо. Спору нет: в России появились режиссеры, которые делают кино "совсем как настоящее", и Учитель – из них. Теперь бы еще просто "настоящего" побольше...