"КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ": В ПРЕДЧУВСТВИИ ДК

kino.br.by
13.09.2005
Антон Сидоренко

11 сентября 2005 года в 17.00, не приходя в сознание, без особой помпы и торжественных речей открылся минский Дом Кино. Корреспондент Kino.br.by притворился простым зрителем и проник в святая святых.

...
"Космос как предчувствие" победил на последнем Московском фестивале, как говорят свидетели, абсолютно беспричинно. Судя по реакции зрителей, выходивших в теплый сентябрьский вечер из минского ДК, свидетели не ошибались. Учитель снял абсолютно фестивальный фильм, не приспособленный для нормального кинопроката. Полтора часа зрители гадали, чем это занимаются Евгений Миронов и Евгений Цыганов в тумане абстрактной, затянутой мглой разнообразных ассоциаций России неопределенной эпохи. Изменив постоянному сценаристу и родной супруге Дуне Смирновой с неудачно одолженным у Вадима Абдрашитова Александром Миндадзе, Учитель, как отъявленный москвич и западник, явно не выдержал экзамен на любовь к посконной и нутряной Родине. На бумаге, видать, все выглядело гладко. Но благодаря замечательной работе художников и оператора камера безжалостно высветила фальшь и искусственность учителевых построений, ужасающую актерскую наигранность.

Единственное, что зритель может понять по некоторым деталям: это фильм про СССР начала космической эпохи и про то, что каждый у нас был к подвигу готов, правда, не все понимали, к какому.

Столкновение характеров двух парней, одного – лагерника и потенциального беглеца на Запад, и другого – восторженного советского идеалиста, Учитель старательно замаскировал среди кучи странноватых диалогов Миндадзе, которые может (теперь это уже ясно, как никогда!) оживить только абдрашитовский гений. Кроме того, Миронов явно старше Цыганова, хотя по сценарию все как бы наоборот. Эта парочка выглядит очень нелепо, так и хочется поменять их местами. Все нелепости и недостатки приводят к нелепому же финалу – к фильму присобачена левая история в стиле " Форрест Гампа", когда уезжающий в Москву на ПМЖ Миронов встречает в вагоне непохожего Гагарина с блатной лагерной улыбкой, а потом восторженно приветствует его в толпе встречающих после космического полета. Самыми живыми во всем фильме оказываются документальные кадры триумфального проезда Гагарина по ликующей Москве. При этом лица москвичей сорокалетней давности резко контрастируют с современными, будь то с актерами в фильме Учителя или просто кадрами телевизионных репортажей с очередного дня города. Сравнение не в нашу пользу, господа. ...