"КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ"

Журнал "Variety"
03.10.2005
Лесли Фелперин

B этом году главный приз Московского Международного кинофестиваля был присужден добротной картине Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Четвертый по счету фильм режиссера возвращает нас в хрущевские времена, когда выбраться из Советского Союза можно было только или переплыв Баренцово море, или став космонавтом. Незатейливое, но точное изображение деталей того времени и искусная работа актеров держат на плаву вялый любовный четырехугольник, завладевающий нашим вниманием, но не обладающий молодым задором "Прогулки", последнего фильма Учителя. "Космос" продолжает вращаться на фестивальных орбитах.

Как сообщают нам субтитры, действие, происходящее в сонном портовом городке недалеко от русско-норвежской границы, начинается 4 октября 1957 года – в тот самый день, когда Советский Союз запустил первый беспилотный спутник.

В спортивном зале молодой повар Конек (Евгений Миронов) – в титрах это имя переведено как "Horsey" ("Лошадка" – C.У.) – знакомится с портовым рабочим Германом (Евгений Цыганов). Вскоре Конек, у которого роман с официанткой Ларой (Ирина Пегова), почти по-девичьи теряет голову от невозмутимого и таинственного Германа. Герман избегает разговоров о своем прошлом, слушает зарубежные радиостанции, учит английский и планирует эмигрировать при первой же возможности. Он начинает ухаживать за сестрой Лары, Риммой (Елена Лядова), и какое-то время этот квартет развлекается и отдыхает вместе.

Конек отращивает усы, как у Германа, начинает одеваться, как Герман, и различить их становится почти невозможно, как и двух сестер (на эти роли удачно найдены похожие актрисы, которых на протяжении фильма одевают почти одинаково). Но Герман настолько одержим мечтой о свободе, что уводит Лару у Конька потому только, что она иногда подрабатывает в качестве официантки на корабле, являющимся местом встреч русских и норвежских моряков.

Этот квартет молодых людей из рабочей среды – отнюдь не свингеры, а просто прагматики в области любви и секса. Они не имеют ничего общего не только с неразборчивыми в связях представителями богемы 30-х годов в фильме Учителя "Дневник его жены", но даже и с любящим пофлиртовать трио из "Прогулки" (в котором И. Пегова играет одну из главных ролей). Сексом тут, похоже, занимаются от нечего делать в ожидании светлого будущего, предчувствием которого живет вся страна, воодушевленная успехами в космосе.

Несмотря на то, что фильм слегка затрагивает тему ГУЛАГа, где был заключен один из героев, режиссер не грозит пальцем в сторону коммунистов. Наоборот, выражая огромную гордость за достижения тех лет, он заканчивает картину совершенно лишним эпизодом появления первого космонавта Юрия Гагарина, до сих пор боготворимого нацией. Гагарина мы видим в документальных кадрах из архивов и в исполнении актера Дмитрия Муляра.

С технической точки зрения фильм снят со вкусом и без вычурности. В "роли" безымянного портового городка выступают различные, ловко скомбинированные регионы страны – от Кронштадта на севере до Ялты на юге.


[Перевод Светланы Уокер для Официального сайта Евгения Миронова]