ПУГАТЬ ПО-РУССКИ

Газета "Час"
Алексей Евдокимов

В рижском легальном видеопрокате объявился второй фильм первого пакета "горьковских малобюджетников"

Вкратце суть: в ноябре прошлого года состоялся старт "малобюджетного проекта" студии Горького – премьера четырех фильмов с одинаково скромным бюджетом (100 тыс. USD), "тридцатилетними" именами в титрах и "прозападно"-жанровой направленностью. Эта четверка называлась "первый пакет" (второй на подходе). Со стильно-рок-н-ролльным "Упырем" С. Винокурова рижане уже могли ознакомиться. И убедиться: со своими родригесами на Руси все в порядке. Теперь выясняется, что без внимания там не остался и позитивный опыт другого культового американского беспредельщика – Дэвида Линча. Несмотря на содержащиеся в названии ложные отсылки к Бергману, "Змеиный источник" связан тесными постмодернистскими узами с одним-единственным произведением киноискусства. Имя которому "Twin Peaks".

...Студентка областного пединститута Дина (Екатерина Гусева) приезжает на учительскую практику в обобщенно-среднерусское захолустье. Там живут странные люди и творятся странные вещи. Аборигены шарахаются от собственных отражений в зеркале. Из реки всплывают трупы, а потом улыбаются на собственных похоронах. В довершение всего в городке промышляет маньяк, злодейски удушающий местных девушек – причем в подозреваемых оказываются чуть ли не все персонажи фильма. Включая главную героиню, которая параллельно становится и главным объектом охоты маньячины... Зритель дрожит в своем домашнем кресле мелкой дрожью, давится припасенным пивком и взвизгивает в ударных местах. Страшно, аж жуть.

Заметьте, это я без иронии. Саспенса – навалом. Сюжет закручен столь хитро, что о том, кто убивец, догадываешься лишь после того, как мочат его самого (в серной кислоте). Явные профессиональные просчеты отсутствуют как класс.

Можно, конечно, добавить сюда парочку снобских "но". Вроде того, что Николай Лебедев, конечно, мастер хоррора, но Дэвид Линч "успел чуточку раньше". Что дуэт Остроумова-Миронов (местная "железная леди", школьная директриса Тамара Георгиевна, и ее премерзкий секретарь Андрон, сыплющий латинскими цитатами) переигрывает всех остальных, вместе взятых. Что мудреные рассуждения о природе власти в устах героев не более уместны, чем цитаты из Ницше в устах Фредди Крюгера. Ну да Бог с ним.

Потому что фильм все равно классный. Мастерски сделанный. Страшненький. Неглупый. Цитатно-ироничный.

Потому что совы средней полосы России тоже не то, чем они кажутся.