ДУШЕВНАЯ ПСИХУШКА

Газета "Столичные новости"
Василь Лье

Киевский МКФ "Молодость" на днях представил акцию "Эхо фестиваля". Речь, по сути, идет о том, что в межфестивальный период дирекция "Молодости" будет не только заниматься составлением новой программы и поиском спонсоров, но и самостоятельно зарабатывать, прокатывая хорошее кино. Для дебюта акции организаторы избрали "Дом дураков" Андрея Михалкова-Кончаловского. Фильм уже на экранах.

Вокруг "Дома дураков" все время клубятся сплетни и скандальчики. Сначала российская критика зашикала его на фестивале в Венеции, где фильм, между прочим, завоевал Гран-при. Затем картину долго полоскали в мутных статейках после ее официального выдвижения от России на соискание "Оскара". Не успели улечься страсти, как грянул теракт на Дубровке – и Кончаловскому снова стали пенять за слишком доброжелательное изображение в его фильме чеченских боевиков. Они и правда в "Доме дураков" – не бессердечные головорезы, а мужественные, благородные, красивые горцы, защищающие свою оскверняемую обкурившимися коноплей и отупевшими от водки федералами землю. Злопыхатели говорят, что режиссер показал так чеченскую войну исключительно из конъюнктурных соображений: дескать, фильм в основном снят на западные деньги и иной цели, как понравиться западным же зрителям, не преследует. Скорей всего, зря клевещут на Кончаловского. Конечно, как закаленный Голливудом мастер он заботится о том, чтобы его кино не только удовлетворяло собственное авторское тщеславие, но и имело массовый спрос. И все же при всей прагматичности он остается режиссером глубоко русским, прочно прикованным к традиции великой литературы своей страны, где пресмыкаться перед властью – зазорно и неприлично, а бедных, отверженных и гонимых принято возвышать и лелеять. Любить и хотя бы на экране давать сбываться их мечтам.

Главная героиня "Дома дураков", пациентка интерната для душевнобольных, из которого драпанул весь медперсонал, скажем, грезит о том, как к ней приедет Брайан Адамс и запоет вместе с девушкой под ее аккордеон. И мир вокруг затанцует, и психи станут еще симпатичнее, а чеченцы добрее, и все будут любить и обожать друг друга. И не сомневайтесь, что кумир, с плаката которого героиня упрямо сгоняет мух, обязательно в финале появится. И наступит счастье, полнее некуда.

Кончаловский все рассчитал верно. И пусть почем зря чихвостят его фильм, "Дом дураков" – кино душевное и крепкое. "Оскара", конечно, ему вряд ли дадут: либерализма у американских киноакадемиков на это не хватит. Но и угодить режиссер хотел не знатокам и ценителям (им он, впрочем, походя оставил несколько лакомств – героиню с ужимками Джульетты Мазины, аккордеон от Кустурицы, блестящую пародию на Новодворскую и вывернутый наизнанку "Полет над гнездом кукушки" Формана), а обычной публике, которая, как известно, приходит в кинотеатры не за правдой, а за иллюзией и зрелищем. Приходит похохотать, и поплакать. А в этом "Доме дураков" есть место и слезам, и смеху.