СВЕТ "ТЕМНЫХ НОЧЕЙ"

Газета "Молодежь Эстонии"
04.12.2002
Этэри Кекелидзе

Международный кинофестиваль "Темные ночи", который уже шестой раз расцвечивает серую действительность осенне-зимнего перелома, в самом разгаре.

Закончился один проходящий в его рамках фестиваль – JastFilm, детских и юношеских фильмов, а вчера открылся Animation Dreams, фестиваль анимационного кино, с большой эстонской программой. На пике развития основной фестиваль, непосредственно "Темные ночи", в программе которого 173 картины из разных стран мира.

Пока лидерами фестивального проката являются картины Андрея Михалкова-Кончаловского "Дом дураков" (1200 билетов), "Небо" Тома Тукера, "Lilja 4-ever" Ларса Мудиссона и "Говори со мной" Педро Альмодовара (свыше тысячи проданных билетов на каждый сеанс). ...

"Дом дураков" Андрея Михалкова-Кончаловского, без сомнения, и придуман, и сделан мастерски, но показался мне холодным и сконструированным. История дома для душевнобольных, оказавшегося между двумя воюющими сторонами, дает массу возможностей рассказать и о человеческих судьбах, и о судьбах мира, и возможности эти максимально использованы, вплоть до отсылок к известным киноцитатам – ежедневный поезд через мост ожидается больными как белый феллиниевский корабль, а телевизионный экран с бесконечно разглагольствующим Грачевым маркирует границу реальности с другой стороны (не могу не вспомнить о том, как использовал Андрей Кончаловский телевизионный экран с реальной программой в своем "Романсе о влюбленных" – не человек смотрел на экран, а экран на человека).

Героиня фильма Жанна, вдохновенно и замечательно сыгранная актрисой Юлией Высоцкой, – дитя человеческое, сохранившее в себе живую душу среди того бедлама, что царит вокруг, вопреки или благодаря замутненному сознанию. Она влюблена в канадского певца Брайана Адамса, в мечтах своих с ним разговаривает, даже выходит замуж, но мечта и жизнь для нее все время путаются. Она всепоглощающе добра – и тем не менее именно ей адресована фраза поэта Али, такого же пациента, как и Жанна: "Я смертельно одинок, а ты не замечаешь". Пожалуй, влюбленность в Брайана Адамса – лучший выход из этого положения, Жанна может одинаково опекать всех обитателей дома скорби. И одинаково, по ее мнению, ликвидировать любую опасность – стоит лишь ей взять в руки свой аккордеон...

Фильм Кончаловского приподнят над действительностью – и чеченцы, и русские солдаты, и типажи больницы, и даже сама война в меру возможности опоэтизированы. И пригнаны друг к другу, как в конструкторе "Лего". ...