"ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ"

Газета "Час" №203
31.08.2000

Фильм Учителя, получивший Гран-при (второй по весомости приз) на последнем "Кинотавре", – в некотором роде эталон.

Версия (вроде бы дотошная, хотя злые языки говорят, что начисто не соответствующая исторической правде) последних лет жизни и последней, самой сильной, страстной и страшной любви великого русского писателя Ивана Алексеича Бунина. Более чем профессионально (хотя и в стопроцентно и подчеркнуто архаичной манере) снятый, с железным вкусом (невзирая на множество грозящих пошлостью моментов) выстроенный и исключительно качественно сыгранный (великолепен Смирнов в роли Бунина, абсолютно адекватны и точны все остальные) фильм.

И при этом про него почти нечего писать. Да, крепко. Да, стильно. Да, мастеровито. Да. Да. Да. О да! Но как бы ни про что. Ну, Бунин. Ну, брюзга, эгоист, язва – это мы знаем ежели не из школьного курса лит-ры, так из университетского. Ну, любовные страсти. Жена любит его, он – любовницу, любовница – свою любовницу, приблудный молодой писатель – жену... Ну, красивая картинка. Ну, грамотные диалоги. Все эти качества и даже достоинства, однако, в сумме ничего не дают. Как биографическое пособие фильм к использованию непригоден: уж больно вольная версия событий. Как фильм-портрет – несостоятелен: любая попытка цельной версии великого человека предполагает – концепцию. Подход. Новый поворот во взгляде на. Которого здесь – нет.

То-есть, фильм ругать не за что. Но и не побуждает он ни к чему. Российская критика после "Кинотавра" его похвалила, но, кажется, просто в пику расплодившимся кровавым стрелялкам категории Б, которые всех достали. А тут – прилично, красиво, интеллигентно.

Впрочем, один – косвенный – повод для размышлений есть. В России, кажется, при полумертвом пока прокате и едва-едва оживающей индустрии, наступает время профессионалов. Впрочем, об этом подробнее – в ближайших номерах "Часа" в связи с Владимиром Меньшовым и его лентой "Зависть богов".