"ОХОТНИКИ ЗА БРИЛЛИАНТАМИ"

Эксклюзив для Официального сайта Евгения Миронова
09.2011
Галина Петренко

Неожиданно, словно осенним ветром, занесло к нам на украинское телевидение новый сериал "Охотники за бриллиантами". Даже не на главные каналы, не на "Интер", "СТБ", "1+1", а на ICTV. Случайно увиденная при переключениях реклама, которая вдруг мелькнула, заставила вздрогнуть. Могла и пропустить. Как, наверное, многие. Жидкий форум в интернете тому свидетельство.

Практически, это премьера. Москва сериал еще не видела. Правда, в интернете он уже есть.

Евгений Миронов в роли оперного певца, афериста и альфонса Буреце, как всегда, убедителен, интересен, неоднозначен. Забавна разница фактур его героя и Галины Брежневой. Буреце Миронова жанровый и когда он надувается, пыжится, и когда он вынужденно потакает этой не очень им любимой и уважаемой патронессе. И этим несколько смягчает тот аскетизм красок и ту жесткость, которой наделен герой Алексея Серебрякова оперуполномоченный Николай Шахов. Что кажется мне в первых сериях несколько преждевременным и излишним. Вообще-то сериал затянул не сразу, от серии к серии он становился все интереснее и все более точно выходил на то, что в нем главное – время, еще не забытое нами, такое неоднозначное.

И тогда совершались жестокие преступления, ограбления и убийства. И тогда жили по разным законам и имели разные возможности. И тогда была воровская малина и грабеж. И враги Шахова были почти так же непробиваемы, как сейчас, потому что мафия, потому что круговая порука, потому что межведомственные войны, потому что золотая молодежь и сливки общества. И все же сериал, отдав должное тому времени, еще более грустно смотрит на сегодняшнее. Да, воры, но с кодексом чести. Да, прожигатели жизни, но с трагическими глазами. Да, Шахова посадили, но он потянул за собой и их, ненавистных, обворовывающих и убивающих. Сегодня все тяжелее, нет чести, нет мучительства души, в которую и не заглядывают, и мало надежды на правый суд. В том времени остался вор с принципами, так интересно, остро сыгранный Петром Федоровым. И многие другие.

Пожалуй, мироновский Буреце абсолютно беспринципен, мелочен, и одновременно готов на все ради обогащения, хоть в пасть ко льву. Эта метафора в одной из серий нашла буквальное воплощение. Герой Миронова во время разговора с укротительницей, с которой Буреце был связан контрабандой, по ее требованию бесстрашно гладит льва, лежащего у ее ног.

Еще одна роль Миронова, сыгранная им достойно, написала бы я. Если бы не его потрясающая последняя сцена, встреча Буреце с Шаховым. Это забыть невозможно. Больной, почти мертвый Буреце, монстр с покареженным цингой зубами улыбается! Он счастлив, увидев в Шахове товарища по несчастью. Я бы эту сцену сделала плакатом-иллюстрацией к тому розовому туману ностальгии, которой страдают столь многие.

И все же, вспоминая сериал, я прежде всего хочу отметить Аронову в роли Галины Брежневой. Мне кажется, что с этой роли можно начинать иной отсчет времени. Она сыграла Брежневу как высочайший трагический образ, как леди Макбет и как Сонечку Мармеладову. То время оказалось достаточно высоким, чтобы дать трагедию, и достаточно мрачным, чтобы прозвучала тема рока. И женщина с глазами, полными слез, билась о стену, зная, что ее не прошибить, и пыталась, спутанная цепями брежневской дочки, быть свободной.

Режиссер – Александр Котт. Но это во многом заслуга Миронова в качестве продюсера и художественного руководителя – что в сериале появились такие блестящие артисты, как Мария Аронова, Авангард Леонтьев, Владимир Ильин. Пусть тема Ильина сценарно слабее других и для меня неубедительна, пусть женщина Шахова казалась мне лишней – хотя понятно, что образ героя хотели отеплить, но не удалось. И линия схватки КГБ с МВД не до конца прояснена. Бог с ним. Главное, нет пустоты. И есть прорывы.