АКТЕР В СЕРИАЛЕ

Журнал "Телекритика"
27.03.2008
Николай Рашеев

Актер-личность может смикшировать сценарные просчеты. Что и сделал Евгений Миронов в "Апостоле". Но лучше бы актерам давали профессиональную драматургию.

Как-то на вечеринке, организованной "Телекритикой", я оказался за одним столом с продюсером Егором Бенкендорфом. Разговорились. Он спросил меня, что, на мой взгляд, самое важное в работе над сериалом. Я сразу же ответил: сценарий.

И дело здесь не в тривиальной формуле: "сценарий – основа фильма". Евгений Иосифович Габрилович, в мастерской которого мне довелось "постигать" во ВГИКЕ сценарное дело, постоянно повторял, что сценарий – вид литературы, а не заготовка для фильма. И действительно, для так называемого "большого" кино литературные качества сценария имели немаловажное значение – настроение, интонация, образность, не говоря уже о Его Величестве "сюжете". Все это позволяло режиссеру – и интрепретатору и автору одновременно – создавать тот самый художественный фильм.

К сожалению, все это, разумеется, ни в какой мере не применимо к тому, что именуется "сериалом". Когда режиссеру приносят на площадку тексты сцен, которые он должен реализовать, а актеры – постараться выучить текст и "обслужить" его более или менее подходящими интонациями, говорить об образности и вообще режиссерском решении не приходится. Коллеги, которые занимаются съемкой сериалов, рассказывали мне, что бывало и так, что материал они часто и не успевают просмотреть – его сразу же забирают в монтажную... Специфический кинематограф, ничего не скажешь.

Что же в этой связи происходит с актерскими работами в сериалах? Ведь актер – единственный, кто напрямую общается со зрителем. Сценарист, режиссер, оператор да и все члены съемочной группы остаются "за кадром". Тут невольно вспоминаются слова Ивана Москвина: "хороший актер отличается от плохого только количеством штампов". Надо думать, что великий актер шутил. Однако же в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки.

В свое время мне не раз приходилось при проведении кинопроб (что теперь называется красивым словом "кастинг") сталкиваться с определенными трудностями в работе с актерами. Ведь приезжая на кинопробы, едва прочитав сценарий, актер зачастую не может выдать тот результат, который необходим для создания образа героя. Техничные ребята выкладывают свой "арсенал" приемов, стараясь "обслужить" тот или иной текст. На первый взгляд, все выглядит при этом как бы убедительно. Но грамотный режиссер знает, что и в конечном решении роли таким актером ничего не добавится. А вот актеры, которые пытались нащупать рисунок будущей роли, как правило, пробы проигрывали – ведь они были лишь в начале пути. Поэтому иногда приходилось утверждать актеров на роли без проб, стараясь убедить худсовет, прибегая к "словесному" жанру.

В свое время на Высших режиссерских курсах мне довелось "отработать" практику в "Современнике" у Ефремова. Бывал на репетициях в театре и на съемках фильма "Строится мост". Часто беседовал с Олегом Николаевичем, иногда – не за пустым столом. Однажды он сказал мне: "Что вы все кинопробы да кинопробы... Чтобы узнать актера, надо пойти в театр – лучше на репетиции. А потом взять пару поллитр и – поговорить по душам...". При всей парадоксальности – это был неплохой совет. Потому что на репетиции можно оценить лишь гибкость актера, угадать его "контактные точки". А вообще говоря, нужно знать актера и как человека.

Анатолий Эфрос написал книгу "Репетиция – любовь моя". При некоторой своеобразности названия, в нем заключена, возможно, самая важная вещь в работе режиссера и актера. Возникают взаимные потоки "чувствования". Это и позволяет "сотворить" общими усилиями образ героя.

Все это, разумеется, не имеет отношения к стандартному сериалу. В скоростной гонке нет места процессу... Однако же в последнее время обнаруживаются некие "особые случаи". Компания "Централ партнершип" выпустила целый ряд примечательных работ ("Идиот", "Братья Карамазовы", "Ликвидация"). Недавно на "Интере" был показан "Апостол".

Оставляя в стороне фильмы по Достоевскому, хотел бы отметить принципиальные актерские работы в "Ликвидации" и "Апостоле". Невзирая на драматургические несуразности (в "Ликвидации" ближе к концу сериала, а в "Апостоле", пожалуй, почти сразу же) благодаря работам Владимира Машкова, Михаила Пореченкова, Сергея Маковецкого ("Ликвидация"), Евгения Миронова, Николая Фоменко ("Апостол") эти фильмы стали (особенно "Ликвидация") событиями на нашем телеэкране. Поскольку о "Ликвидации" уже было написано немало, в том числе и вашим автором, сосредоточимся на "Апостоле".

Удивительное дело! Невзирая на путанное, хаотичное построение сценария (автор Антонов при участии Манукян), изложение сюжета по принципу "Откуда ни возьмись", работа Евгения Миронова заставляет продолжать следить за развитием алогичных событий. Потому что в данном случае мы имеем дело не только с прекрасным актером, но и – с личностью.

Миронов ухитряется придавать убедительность самым невероятным ситуациям, сочиненным авторами. Ну, скажем, сцена, в которой герой должен, наконец, реализовать план по убиению нацистского злодея, который готовился долго и сложно в течении многих серий. Сначала он "настраивается" зарезать, потом выстрелить из ружья, а в конце спасает "клиента", тонущего в болоте. Если добавить, что, оказывается, герой Миронова почти сразу понял, что это "подстава": охотник не курит на охоте, не те руки, не так его называла дамочка у костра. Чего ж было целиться? Попробуйте оправдать актерски всю эту мешанину. А он – сумел. Когда актер – личность, за ним всегда интересно следить. Хотя, сказать по правде, я следил именно за тем, как он успешно "выворачивается" из самых немыслимых ситуаций.

Кстати говоря, убиение злодея (который по принципу "откуда ни возьмись" оказался родным папой героя) спокойно произошло в лондонском Гайд-парке. Прогуливаясь по Лондону, я бывал в вышеназначенном парке, и у меня не создалось впечатления, что это безлюдное место. С таким же успехом его могли убить в Сент-Джеймс сквере. Спрашивается, зачем было весь огород городить? Но квинтэссенцией "драматургии" сериала явилась сцена с разлюбезнейшим Лаврентием Павловичем Берия, который спас героя Фоменко и, соответственно, пострадавшего главного героя.

Финал же поражает прелестным гламуром. Прежде наголо обритая супруга героя, которой пришлось испытать все на свете, предстает на берегу моря с сыном (с которым ее разлучили) в бликах сказочного света (отдадим должное оператору)... Но – удивительное дело! – все спасает замечательный крупный план Миронова: актер играет такие тонкие эмоции, которые просто трудно обозначить словами.

Попытки компании "Централ партнершип" привлечь в свои проекты актеров-звезд, актеров-личностей не может не вызывать уважения. Вот только хорошо бы дать им профессиональную драматургию. Ведь это куда дешевле больших затрат на реализацию фильма.

Истина – проста. Но пока что, к сожалению, недостижима.