УРОКИ И МИФЫ ИСТОРИИ

Отображение России 2000: фильмы и факты
2004
Анна Лоутон

... Широко известный режиссер Петр Тодоровский вернулся на экраны с фильмом, название которого навевает мысль о бурно аплодирующей публике – "Анкор, еще анкор!" Однако у русского человека такое название вызывает и более мрачные ассоциации – с одноименной картиной Павла Федотова (1825-1852). На ней офицер, лежащий на топчане в убогой постоялой квартире, заставляет свою собачку снова и снова выполнять трюк, подчиняясь команде "анкор!" – живой образ ничтожности и безысходности.

Предыдущий фильм Тодоровского "Интердевочка" стал лидером проката. История валютной проститутки, которая выходит замуж за шведского бизнесмена и, живя в роскоши, мучается ностальгией по своей русской родине, осуждала не проституцию, а советский строй. Та же критика системы, порождающей проституцию моральную, лежит в основе "Анкора". Символика фильма подчас слишком очевидна, иногда раздражает, но если отнестись к нему, как к умело снятой мыльной опере на историческую тему, то нужно отдать должное профессионализму Тодоровского в работе с жанром. Как и в одной из его прошлых картин, "Военно-полевой роман" (1984), события "Анкора" происходят вскоре после Второй мировой войны – эпоха, которую Тодоровский застал вначале молодым человеком на линии фронта, а затем в качестве карьерного офицера на службе в унылом провинциальном городке.

Место действия фильма – гарнизонный анклав на советской границе с Восточной Европой. В этом замкнутом мирке упоение недавней победой недолговечно. Вскоре атмосфера отравляется кошмарами тоталитарного режима: предписаниями партии, репрессиями, доносами. Ложь проникает во все слои общественной и частной жизни, предательство становится средством выживания, страх решает все. Персонажи, действующие на этом тревожном фоне, хорошо вписываются в разыгрывающуюся мелодраму. Командир полка (именитый театральный актер Валентин Гафт) – герой войны, храбрость которого легендарна, теперь морально парализован и в конце-концов совершает самоубийство. Любовница командира Люба (Ирина Розанова), устав от его колебаний, вступает в связь с молодым лейтенантом (Евгений Миронов). Но и тот безволен, превращен в раба невидимым тираном, и предпочитает принять назначение в тяжелые условия Сибири, чем вступать в серьезные отношения с Любой и ставить под угрозу свою военную карьеру. Хотя многие не видят выхода из этого царства тьмы, именно Люба в конце фильма находит свой путь к спасению. Оставив позади адский анклав гарнизона, она отправляется в долгий путь, пролегающий через чистую, необъятную снежную равнину. ...


[Перевод Светланы Шиковой для Официального сайта Евгения Миронова]