ВЛАДИМИР МАШКОВ ВО ВЛАСТИ ЛЮБВИ И ДЕНЕГ

Журнал "Тв-парк" №13
2002

Правду говорят, что от таких подарков актерской судьбы, как роль купца Рогожина, не отказываются. Владимир Машков, успешно работающий сегодня в Голливуде, так и поступил. Хотя для этого ему пришлось перенести съемки в проекте, предложенном "оскароносцем" Клинтом Иствудом. ... Машков не поехал в Америку, а поспешил на съемки в Питер, хотя на площадке не оказалось привычного для него комфорта: актерского вагончика, к примеру, где можно отдыхать до следующего дубля. Здесь, во дворце Кочубея, актерам выделили комнату – одну на всех, с офисными письменными столами и креслами.

Ох, нелегкая это работа – кино снимать. На дворе март, а по сценарию должен быть ноябрь. А если уж обращаться к первоисточнику – роману Федора Достоевского "Идиот", так вообще должна быть ноябрьская оттепель. А ее-то как раз и нет.

Вот съемочная группа фильма "Идиот" и ищет выход из трудного положения. Ведь в Санкт-Петербурге снег уже растаял и превратился в грязь. А Рогожину предстоит увезти Настасью Филипповну на тройке по снегу. Именно эта сцена снималась в тот день, когда мы попали на площадку.

На экране эпизод займет минуту. Но ради нее не один час бульдозер раскатывает снег, доставленный из-за города и с соседнего Конногвардейского бульвара. Именно там, у дворца Кочубея, и кипит работа. В роскошном здании теперь ресторан. Публика в вечерних туалетах (иначе нельзя, ужин обходится минимум долларов в триста), выходящая после приятно проведенного вечера, задерживается, чтобы посмотреть, как князь Мышкин подходит к дому Настасьи Филипповны. Этот эпизод тоже снимается в ту ночь: надо срочно ловить уходящую натуру.

Даже интерьерные съемки будут проходить ночью. Днем в музейных зданиях кипит жизнь: в основном все они – такова примета времени – сданы сегодня под офисы фирм и банков. А "выселить" клерков из их кабинетов на дневное время не позволяет бюджет. ...

Чтобы сыграть князя Мышкина, Евгений Миронов похудел на 7 килограмм и стал бледным как тень. Несколько дублей подряд гонял его режиссер к дому Настасьи Филипповны. Поднявшийся ветер то дул на концы шарфа (в конце-концов шарф пришлось завязать узлом), то, как всегда не вовремя, срывал с актера шляпу. Евгений мужественно сносил капризы природы до тех пор, пока у него не промокли ноги в легких кожаных ботиночках. Заботливые костюмеры тут же бросились к нему с огромными деревенскими валенками. А согревшийся Миронов ближе к часу ночи уселся повторять текст роли, не забыв угостить горячим кофе и бутербродами 14-летнего питерского школьника Мишу Аракчеева (он играет Колю).

Столько текста, сколько вложил в уста своих героев Достоевский, не вкладывал, наверное, ни один писатель. И актерам его надо учить. Все они то и дело подкалывают друг друга по этому поводу. "Не переживай, у тебя сегодня реплик мало", – обращается Миронов к Владимиру Машкову – Рогожину.

"Володя, когда понесешь меня к саням, поосторожней, не порви кружева на платье", – это говорит Машкову Лидия Вележева – Настасья Филипповна. "Не обещаю, тут уж как получится, я же актер драматический", – не теряет чувства юмора Машков ближе к двум ночи.

Самая большая стоящая перед ним проблема – как сыграть сцену, где Рогожин избивает Настасью Филипповну. "Режиссер хочет достоверности, а я не могу бить женщину, – сетует Владимир и, вспомнив о своем американском опыте, предлагает выйти из положения по-голливудски – наверное, попрошу их пригласить на этот эпизод дублера."

Мучается над ролью и Владимир Ильин. "Как мне играть человека, рассуждающего об Апокалипсисе и в то же время строящего козни другим? – это он ближе к трем часам утра о своем герое Лебедеве. – Может, Бортко что-нибудь придумает?"

Но режиссеру пока не до него. Он лично борется с отсутствием на площадке снега, руководит в мегафон одновременно бульдозером, строптивыми лошадьми (а их аж девять) и ассистентами, которые никак не могут зажечь коварный керосин в уличном фонаре образца позапрошлого века.