КАК РОЖДАЛАСЬ РОЛЬ

Эксклюзив Официального сайта Евгения Миронова
22.05.2011
Ольга Павлова

22 мая на канале "Россия" состоялась премьера фильма "Достоевский".

Вокруг это фильма явно будет много споров и не одно копье будет сломано и журналистами, и критиками, и ценителями творчества писателя. Такой или нет был великий русский писатель? Соответствует ли исторической действительности сюжетная канва фильма, сколько внимания уделяется разным сторонам жизни писателя, сколь высока художественная ценность данного произведения – не нам судить.

Со своей стороны, мы, администраторы Официального сайта Евгения Миронова, можем говорить только об одном – сколько сил, труда, чувств и мыслей было потрачено актером на создание этой роли. Нам посчастливилось не только провести фотосессию со съемочной площадки фильма, но и в некоторой степени понаблюдать за тем, как рождался образ писателя.

Творческая кухня каждого актера – отражение своеобразия его таланта и творчества. Евгений Миронов, как замечали многие его партнеры, всегда, при любых обстоятельствах старается воссоздать свой персонаж до самых глубин. Дойти до самой сути.

Актер всегда – родитель своей роли. Достоевский рождался в Петербурге, в музее-квартире писателя, полтора года назад.

Приехав на гастроли в Питер в сентябре 2009 года, Евгений, уже тогда начавший подготовку к роли, с большим интересом ринулся изучать подробности жизни и творчества писателя, оживить которого ему предстояло на телеэкране. Первым делом он решил побывать в музее Достоевского в Кузнечном переулке. Достаточно скромная экспозиция, не большое количество подлинных вещей, но – окна, из которых смотрел писатель, но – комнаты, в которых жила семья, но – кабинет, в котором он умер.

В музее никого. Тишина. Будний день. Шумная экскурсия старшеклассников уже пробежала по музею. Анфилада пустоватых и неуютных комнат. Фото на стенах и редкой мебели.

— Кто эта красавица на фотографии? А кто эта загадочная дама? Теща? Интересная женщина... А Сниткина ? Она никогда не встречалась с Сусловой? А ведь могли бы...

— А кто написал эту картину? Неизвестен художник? Итальянская живопись? Она подлинная? Принадлежала Достоевским? А какие еще тут подлинные вещи?

— А чем занимались дети писателя? А потомки есть? Да... я помню...


Актера интересует все. И бытовые подробности жизни, и привычки... Мелочи, которым вроде и нет места в стенах мемориального музея – как ел? Что любил? Где спал? Где жили дети? Как жили? Как был устроен быт?

Хорошо, что по музею его водят два крупнейших специалиста по творчеству Достоевского – директор музея и его заместитель. Ответы ясные и четкие. Все понимают друг друга с полуслова.

Несколько пустоватых комнат... И почти час разговора о Достоевском. И крайняя степень сосредоточенности. Наверное, это и есть вдохновение, когда весь мир уходит в глубину и остается только вызов самому себе.

— Можно закрыть двери в кабинет? Можно я тут побуду? Спасибо...

— Это гостиная? Мне кажется, я тут уже был... Ах, да! "Идиот"... Тут снимали сцену смерти генерала Иволгина. Да, правда, я помню, тут в прихожей стояла крышка от гроба... Как же это давно-то было...

— Нет, в этот раз все интерьеры будут воссозданы в павильоне. Мы вас не побеспокоим. Художники уже были у вас... Декорации строятся. А это что за комната?

— Можно, я сфотографирую шляпу? Да – у меня будет такая... Обязательно.

— А там что?


Вторая часть – экспозиция, где воссоздана жизнь писателя. Темная-темная комната. Черные стены, на которых – фото, копии документов, история петрашевцев, копия письма Белинского...

Каторга...

— Достоевский в молодости не носил бороды! А костюм инженерного училища ему не шел... Мы хотим сшить костюм, но чтобы сидел он очень мешковато. Ведь не его это было – инженерная работа. Не его...

— Семеновский плац не сохранился... Трудно представить этот ужас...

— Каторга у нас тоже есть в сценарии... А как его побрили? Вы не знаете? Каторжан же брили! Или полголовы сбривали, или на лбу. А как Достоевского – это очень важно!

— Кандалы настоящие? Это ужас, как с ними можно было ходить! Это же мука. Не раздеться, не одеться. Я читал, как в кандалах мылись в бане – целая наука...

— А это кто? Какая злая женщина!

— Нет. Вы ошибаетесь – она не злая, ну, вид у нее такой... Она много Достоевскому помогала в ссылке.

— Нет. я вижу – злая.

— Евгений Витальевич, Вы играли в рулетку?

— Да. Один раз.

— В Монте-Карло? Или...

— В Москве. Проиграл. Больше не играю.

— Много проиграли?

— Сто долларов... Неинтересно.

— Это посмертная маска Достоевского? Так... Лоб выше моего. Придется побрить.

— А какое лицо у него... странно. Счастливое. У него в смерти счастливое лицо. Страшная мысль, но он избавился от всех мук, от всех оков такой страшной жизни. И он счастлив...


Музей, который можно обойти минут за 20, стал предметом тщательного изучения и анализа. Полтора часа. Десятки вопросов, из которых ни один не был оставлен без внимания. Дотошность? Скорее, желание понять...

И глубокий, кропотливый, никому на первый взгляд не видимый труд. Зарождение внутри того человека, которого мы увидели 22 мая в на канале "Россия". Того Достоевского, который из классического портрета каторжным трудом и великим талантом артиста стал живым человеком.