ДОСТОЕВСКИЙ ИЛИ МИРОНОВ?

Журнал "Киносфера ТВ" №3
2010
Антонина Куткова

— Тишина! Приготовились к репетиции.

В комнате с бревенчатыми стенами и низким потолком царит полумрак. В красном углу – икона с лампадкой. Здесь же стоит книжный шкаф. Недалеко от них – окно с занавесками, сквозь которые неохотно пробивается свет. На столе – связки старинных книг, зажженная керосиновая лампа, спички, папиросы и пара канцелярских принадлежностей в подставке. В кресле, на которое накинут мундир, за столом, немного сгорбившись, сидит человек. Взгляд его задумчив и несколько напряжен. Темно-русый мужчина, тридцати с лишним лет нюхает папиросу, закуривает и принимается за чтение. Это Федор Михайлович Достоевский. В исполнении Евгения Миронова, конечно же.

— Женечка, давай лихорадочность вернем, – обращается к Миронову, узнать которого в гриме достаточно сложно, режиссер Владимир Хотиненко. Пожалуй, только голос волшебника съемочной площадки отрезвляюще действует на сознание и возвращает из Семипалатинска позапрошлого века, куда с 1851 по 1859 год был сослан писатель, – в настоящее время, в третий павильон Мосфильма. Здесь полным ходом идет работа над восьмисерийным телевизионным художественным фильмом-биографией "Достоевский".

— Это заказ канала "Россия 1", – в перерывах между репетициями и дублями, сидя за режиссерским монитором, рассказывает Владимир Хотиненко. – Когда мне в первый раз предложили этот проект, я еще работал над картиной "Поп". А съемки "Достоевского" не терпели отлагательств. Поэтому я с глубоким сожалением подумал уже, что мне не суждено заняться этим проектом. Но там что-то не сложилось. И когда я закончил работу над своей картиной, мне снова предложили снять жизнь Федора Михайловича Достоевского, а от этого сложно отказаться. Тем более, мне самому было чрезвычайно интересно погрузиться в эту тему.

— А пастилы еще нет? – спрашивает режиссер, пока Евгению Миронову поправляют грим.

— Сейчас Маша принесет, – отвечает кто-то из съемочной группы.

Вскоре появляется помреж Маша с заветной пастилой. Из упаковки "Шармэль" сладости перекочевывает в старую коробку фирмы "Эйнемъ". После чего благополучно отправляются на письменный стол писателя.

— Федор Михайлович любил пастилу? – спрашиваю.

— Он был великий сластена, сам ходил в лавку и выбирал лакомства и чай, – говорит Владимир Хотиненко. – Как оказалось, я, достаточно образованный человек, знал о писателе чрезвычайно мало. А подавляющее большинство народонаселения вообще не знает. Конечно, о чем-то наслышаны, что-то читали – о романе с Сусловой, о том, что играл в рулетку, был на каторге – помнят портрет В. Перова и пару фотографий с Чоканом Валихановым. И все. Но самое главное не это. Самое главное – та ложная аура вокруг личности Федора Михайловича. Многим он представляется человеком угрюмым. И для меня стало открытием, когда я узнал, что Достоевский был очень живым человеком, с чувством юмора и с невероятной драмой жизни, которая не менее интересна, чем его книги. И не поделиться этим – грех.

— Приготовились к съемке. Мотор! Начали! – командует режиссер, и на площадке снова воцаряется тишина.

Евгений Миронов в образе Достоевского – кстати, вопросов, кто будет играть главную роль, у режиссера практически не стояло: в фильме и костюме актер имеет очевидное сходство с писателем, – услышав стук, подходит к окну.

— Я увидел свет, решил зайти, – подает реплику из-за камеры молодой актер Андрей Ерофеев, исполняющий роль фотографа Соломона Лейбина.

— Проходите без церемоний, чаю попьем, – слышится глухой, хрипловатый голос писателя. Достоевский (Миронов) убирает со стола книги, откусывая пастилу, набрасывает на плечи китель и замирает, увидев гостя на пороге.

— Стоп! Ой, как хорошо складывается сцена, человеческая такая, – бодро и радостно говорит Владимир Хотиненко.

— Биография – сложный жанр. Действительно ли Достоевский мог быть таким, и у него был такой голос? – снова задаю я вопрос.

— О Достоевском сохранилось много свидетельств, как правило, это воспоминания о нем разных людей. В частности, достаточно определенно описан его голос, характер и интонацию которого сейчас Женя Миронов – буквально, не буквально – но, по-моему, блестяще передает, – рассказывает режиссер. – Подробно описывается манера чтения Достоевского, а он очень любил читать на публику свои произведения – этого, например, я не знал. Собиралась аудитории до тысячи человек. Микрофонов не было, подчеркиваю, но слышно было в каждом уголке. Достоевский обладал какой-то энергетикой и магнетизмом, он буквально завораживал публику. Мы обязательно включим в фильм моменты – как и что читал Федор Михайлович. А ведь он думал о публике и всегда выбирал мелодраматические отрывки. Я уж не говорю о фабулах его произведений. Например, сюжет романа "Униженные и оскорбленные" – в чужих руках мог оказаться настоящий бразильской мелодрамой, а у Федора Михайловича он превращается в выдающееся произведение. Достоевский постоянно находился в диалоге, ему было это важно. Он тщательно прорабатывал сюжеты, старался, во всяком случае, когда было время. Правда, бывало и такое, что начинал писать, не зная, чем закончится произведение, только чтобы получать аванс. Так было написано "Преступление и наказание" – не говоря об этой замечательной истории, когда он за 26 дней написал "Игрока". Всю жизнь человек прожил в долгах. И буквально года за три до смерти, благодаря жене и главной женщине его жизни Анне Сниткиной, ему удалось разделаться с ними.

И снова: "Мотор!" – В комнате писателя появляется высокий молодой человек, тот самый фотограф Лейбин. Впрочем, это только в кадре. На самом деле здесь, в помещении размером примерно 20 квадратных метров, находится практически вся съемочная группа, около 15 человек.

— Вот, угощайтесь – пастила, – и Миронов указывает на сладости, не так давно за кадром принесенные Машей. – Брат гостинцев прислал.

Как признается после дубля Владимир Хотиненко, персонаж Андрея Ерофеева – фотограф – изначально был вымышленным. Правда, недолго. Перед тем как начать съемки, выяснилось, что такой человек существует в действительности – тот самый Лейбин, автор портретов Достоевского и Валиханова. Поэтому остается только гадать, было то провидением или случайным вымыслом.

— Автор сценария Эдуард Володарский, Женя Миронов, я – все мы в работе над картиной стараемся опереться на воспоминания. Если и есть какие-то выдумки, то все равно они должны быть возможны для личности Федора Михайловича, – говорит режиссер. – Надо сказать, я первый раз работаю с персонажем, который не вымышленный, который практически материализовано существует для меня – это вообще случай исключительный, можно сказать, открытие. Поэтому моя задача сейчас – снять хорошее, желательно очень хорошее кино. Даст Бог, в мае и кончим съемки, а полностью картину скорее всего завершим в ноябре. Когда же выйдет фильм, я не знаю, возможно, к 180-летию со дня рождения классика в 2011 году.

По словам режиссера, картину, съемки которой пройдут в Москве, Петербурге, Риме и Баден-Бадене, не будут превращать в ЖЗЛ, потому начнется она с событий на Семеновском плацу, а закончится повествованием накануне смерти сына писателя – Алеши. В фильме будут флэшбеки – воспоминания из детства и юности Достоевского. Зрителям посчастливится увидеть и звездный состав: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Дмитрий Певцов, Валентина Талызина, Дарья Мороз.

— Какого зрителя хотите привлечь?

— Думаю, эта картина способна привлечь совершенно разнопланового зрителя, потому что в ней показана человеческая жизнь со страстями, любовью. Ведь у Достоевского много женщин, но при этом он не был ловеласом, просто человек искал свое счастье. В картине мы покажем его взаимоотношения с первой женой Марией Дмитриевной Исаевой, знаменитый роман с Аполлинарией Сусловой, увлечение актрисой Александрой Шуберт, любовь ко второй жене Анне Сниткиной. И, кстати, был еще очень интересный факт в жизни Достоевского, о котором вряд ли знает публика. И я не знал. Достоевский делал предложение двадцатилетней девушке из довольно знатного рода – красавице Анне Круковской. А младшая сестра Сонечка, которой на тот момент было 13 лет, была влюблена в Федора Михайловича, В будущем это великий математик Софья Ковалевская. От нее сохранились потрясающие воспоминания.

— Это будет в фильме?

— Да, обязательно!

Ну, а пока – "Приготовились к съемке. Мотор! Начали!.."