ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ – БРИЛЛИАНТОВЫЙ МАФИОЗИ

vokrug.tv
25.07.2010
Сергей Амроян

В Москве полным ходом идет работа над детективным сериалом о брежневской эпохе "Охотники за бриллиантами". Корреспондент Вокруг ТВ побывал на съемках проекта.

Сначала немного о сюжете картины.

Осенью 1980 года, в центре Москвы, в своей квартире была ограблена вдова Алексея Толстого (ее роль исполняет Людмила Максакова). В двух шагах от посольств и квартир членов ЦК КПСС с круглосуточной охраной, грабители, связав вдову, похитили антикварную бриллиантовую брошь "Бурбонская лилия" времен Людовика XIV. Это преступление обострило противостояние между КГБ и МВД, что в итоге привело к самоубийству министра МВД СССР Николая Щелокова. Брошь так и не удалось найти до сегодняшнего дня. А совершил это дерзкое преступление солист театра "Ромэн" Борис Буряце по наводке дочери Леонида Ильича Брежнева Галины (актриса Мария Аронова)...

В роли Бориса Буряце – Евгений Миронов. И это, пожалуй, главная сенсация! Миронов не жалует жанр сериалов – снимается только в очень качественных телепроектах. В тандеме с ним – фееричная Мария Аронова, играющая роль Галины Брежневой.

...Один из съемочных дней проходил во Дворце на Яузе (бывшем ДК МЭЛЗа). Съемочной группе предстояло отснять выступление Бориса Буряце в Большом театре, он, к слову, получил известность не только на бандитском поприще, но и на оперной сцене. Правда, в реальной жизни он никогда не исполнял партию Германа в "Пиковой даме". Но режиссер Александр Котт вместе с генеральным продюсером и по совместительству исполнителем роли Буряце Евгением Мироновым посчитали это произведение более эффектным, чем "Мертвые души", в которых в 80-м году солировал любовник Галины Брежневой.

...На улице под 40, гарь, смок. В зале (ДК МЭЛЗ построен в начале прошлого века и действительно напоминает Большой театр – только в уменьшенном варианте) чуть попрохладнее, но тоже смок: помощник по реквизиту гоняет дым по сцене и залу.

Это необходимо для съемок эпизода. На сцене проверяют оборудование "по производству снежинок": пара секунд – и из куска пенопласта появляются тысячи хлопьев, жаль, не холодных! Евгений Миронов распевается:

— Три карты, три карты, три карты. Мне буря не страшна!..

Звучит фонограмма арии Германа, но Миронов настолько отдается роли, что и его голос тоже слышен весьма отчетливо. Надо заметить, что Евгений не только прекрасный актер, но и певец отменный, не в пример нашим эстрадным фонограммщикам.

— Вот после слов "Мне буря не страшна", – говорит он осветителям, – вы сразу мне молнию с громом и давайте!

Репетиция закончена. Небольшой перерыв, подхожу к Миронову.

— Евгений, Вы продюсер этого фильма, могли взять себе любую роль, почему выбрали именно Бориса?

— Это очень интересная роль, эксцентричная, неоднозначная: герой – цыган, оперный певец, бриллиантовый мафиози. Короче, этот персонаж мне понравился. Я таких не играл прежде. Впрочем, мой Борис – собирательный образ, не все показанное в сериале соответствует действительности. Правда в том, что он на самом деле пел на сцене Большого театра и был великим авантюристом, альфонсом при Галине Брежневой. К слову, он был младше ее на 15 лет. Проворачивал крупные дела и при этом был легким, порхающим... Но и сгорел быстро, как мотылек – его арестовали, он умер в тюрьме в 1987 году.

— Что еще для меня важно,
– продолжает Евгений, – роль Буряце небольшая, значит, у меня не так много съемочных дней, и я успею на репетиции большого своего театрального проекта "Калигула".

— Если отбросить детективную часть ленты, о чем еще ваш фильм?

— Это история о том, как заканчивается одна страна, СССР, и начинается другая, и как честный человек, следователь – его играет Леша Серебряков – на фоне этих событий борется с системой. Это своего рода герой нашего времени, во все века такие люди заканчивали жизнь трагически. Действие картины происходит в 1980 – в год Олимпиады. Я тогда был подростком, но тоже его помню. Сценарий фильма получился увлекательным, писали его два года, начинали одни сценаристы, продолжили другие. Основан он на документальных событиях, хотя фамилии героев мы все-таки изменили, чтобы не беспокоить ныне здравствующих родственников. А актеры какие! Такого количества звезд в одном телевизионном проекте я не припомню! Алексей Серебряков, Мария Аронова, Владимир Ильин, Людмила Максакова, Аристарх Ливанов...

— Как удается совмещать роль актера и продюсера?

— На площадке слушаю режиссера – он у нас профессионал – Александр Котт (только что засветившийся в большом военном проекте "Брестская крепость"). А продюсерство? Мне было интересно с нуля начать историю, придумать ее, сделать сценарий, подобрать актеров... Люблю все новое. Делать историческую картину всегда тяжело – необходимо воссоздать время, костюмы, прически, машины, атмосферу, дух, различные мельчайшие детали. Прошло всего-то 30 лет, многие отлично помнят ту эпоху, важно не ошибиться. Летом у меня есть возможность заниматься продюсированием – осенью, когда откроется театральный сезон, времени будет намного меньше.

— Будут ли какие-то опасные сцены с Вашим авантюристом Борисом?

— Не стану пока раскрывать всех секретов. Скажу о самом страшном эпизоде, который мне предстоит сыграть в цирке с настоящими львами. Очень хочу это сделать. Сейчас уговариваю дрессировщицу на некую авантюру. Какую? Не скажу.

— Вы в этой роли – брюнет с густыми бровями. Долго делаете грим?

— Да, у меня много всего накладного... На голове, да и грудь, и спину тоже покрывают ярко-выраженные "мужские достоинства".


Чтобы поподробнее узнать о гриме актера, разыскиваю художника по гриму Екатерину Шахворостову.

— Катя, расскажите, как Вы мучаете несчастного актера?

— Но ведь это нужно для дела,
– смеется Екатерина Шахваростова. – Мы приклеиваем Жене волосы на грудь и спину (это такие специальные накладки), чтобы сразу было видно, что перед нами настоящий цыган. Делаем накладные ногти. Еще парик – жгуче черный с волнистыми волосами (в перерывах между сценами накручиваю его на бигуди, не снимая с головы Жени) и бакенбарды "а-ля Элвис Пресли". Правда, сам Борис Буряце таких не носил – у него были баки покороче. Мы сделали их немного утрированными. Но для образа альфонса – в самый раз. Покрасили брови в черный цвет. Женя поначалу на меня ворчал, говорил, что не может теперь играть спектакли, ходить в серьезные места. Но если этого не делать, не добьешься желаемого эффекта. Ну, и последняя фишка – небритость. Грим – сложный, каждый раз на него уходит от часа до двух. Но с Женей работать одно удовольствие, он идеальный артист.

...Начинаются съемки. Миронов уже в теплой шинели в треуголке, в образе Германа стоит на сцене. Наряд явно не по нашей погоде, обливается потом. Но держится героически.

Массовка (человек 15 мужчин и женщин в одежде 80-х годов) занимает места в первых рядах партера и ложе.

— Тишина, внимание, мотор! – голос помощника режиссера.

Сцену быстро отсняли и начали готовиться к следующей.

В оркестровую яму усаживаются музыканты.

— Антон, помогите рассадить их правильно, чтобы потом никто из специалистов не сказал, что скрипачи должны сидеть на другой стороне оркестра, – обращается помреж к заслуженному артисту РФ, худруку Челябинского государственного академического театра оперы и балета, дирижеру московского театра Станиславского Антону Гришанину, который в эпизодической роли сейчас будет играть самого себя. Музыкант наводит порядок в оркестровой яме, а помреж не унимается:

— А Вы правильно будете дирижировать своими палочками, в такт именно "Пиковой дамы"?

— Конечно,
– улыбается Антон, – а музыканты играть ее. Не волнуйтесь, они меня поймут.

— Согласился на эти съемки только из-за Евгения Миронова,
– рассказывает Гришанин. – Талантливейший актер! Мне приятно играть с ним даже в эпизоде. Да и материал фильма интересный. С удовольствием бы вернулся в те годы. Власть большое внимание тогда уделяла культуре. Большой театр процветал, туда ходили первые лица. Сейчас, к сожалению, такого нет. Больше вкладывают в спорт, который, к сожалению, далек до идеала.

...Вновь съемка. Теперь уже с музыкантами и дирижером. После окончания кто-то кричит:

— Браво! Браво!

Это актер Алексей Серебряков, который только что подъехал. Ему в шортах и футболке пока намного комфортнее, чем измученному жарой Евгению Миронову. Сцена Серебрякова позднее. Его герой, следователь Шухов, придет на выступление Буряце, а потом вручит ему ордер на арест.

— Прежде всего, меня заинтересовал сюжет, – рассказывает Алексей Серебряков. – Режиссер – адекватный, профессиональный и толковый человек. С Женей Мироновым я знаком уже лет 25. Играю главного героя следователя Шахова – достаточно порядочного по тем временам человека. Я хорошо помню восьмидесятые. Это годы моей молодости, юности, и они прекрасны. Многое изменилось с тех пор. Но ситуация той бесконечной лжи, в которой мы жили и которая очень доставала тогда, отчасти есть и сегодня...

Актер уходит к гримеру. Пользуясь очередным небольшим перерывом, подхожу к Александру Котту.

— 80-е – это уже другая эпоха, прошлый век, – говорит режиссер. – Я родился за семь лет до Олимпиады. Время интересно для меня еще и тем, что я его чуть-чуть прошел сам – успел побыть октябренком, пионером, комсомольцем... А потом все разрушилось. Нельзя говорить, какая эпоха лучше, и нельзя ругать прошлое – ведь это уже история... При подготовке к сериалу испытывали определенные трудности. Было мало материалов про Бориса Буряце. Если войдете в интернет – найдете максимум две его фотки. Он ничего после себя не оставил, но при этом парадокс – все его знают, многие утверждают, что были с ним знакомы.

— Могли бы Вы назвать имена реальных жертв ограблений Буряце, ведь в картине они изменены?

— Юрий Андропов, Николай Щелоков, дрессировщица Ирина Бугримова и актриса Зоя Федорова.

— Как лепите образ Галины Брежневой – любовницы Буряце?

— Мария Аронова сама создала себе образ Галины и делает это настолько убедительно, что мне остается лишь сидеть и радоваться. Ее игра – настоящий фейерверк!

— Где будут проходить съемки?

— В Москве, Одессе и в ближнем зарубежье – в Ереване. По сюжету герои попадают в Армению. Сложнее всего снимать в Москве – переезды с жуткими пробками, адская жара.


...Последняя сцена этого дня снималась уже после 9 вечера. Арест Буряце у входа во Дворец на Яузе. На улице – страшный смок, который совсем не входит в планы режиссера. Но Котт не переживает, говорит, что от дымки картинка становится мягче...

Съемки 8-серийного детектива планируют закончить весной будущего года. А там через некоторое время его покажет один из центральных каналов. Какой – Первый или "Россия 1"? Создатели ленты пока не знают.