КИНО И НЕМЦЫ

Газета "Хронометр" №34
21.08.2006
Антон Черный

В Кириллове снимают многосерийный телефильм "Апостол"

Киносъемки в райцентре – это даже не событие. Это целый спектакль, в котором играет почти все население города: участвуют, обсуждают, передают из уст в уста подробности о сказочной киношной жизни, которая на короткое время сошла с экрана и поселилась на твоей родной улочке. За последние месяцы жители Кириллова, встречаясь на улице, уже привыкли спрашивать друг друга не "Как дела?", а "На съемках был?". В тихом городке делают очередной сериал на военную тему – "Апостол", который следующей осенью начнут показывать по Первому каналу.

ПРЕДАТЕЛИ ИЗ МЕСТНЫХ

— Я сейчас нигде не работаю, а тут по триста рублей в день платят, – кирилловчанин Саша, переодетый в фашиста, принимает картинную позу, чтобы в очередной раз сфотографироваться с туристами. – Иногда за фотографию со мной даже денег дают. Где еще в реальной жизни с настоящим фашистом сфоткаешься?

Саша – бывалый. Он снимается в массовке сериала уже в четвертый раз, и сейчас деловито объясняет мужикам, собравшимся с утра у городской гостиницы, что им предстоит, чтобы попасть в кино:

— Скорее всего, до трех часов дня просидим без дела. Они сейчас в Топорне снимают, а потом пока аппаратуру поставят, пока режиссеры между собой все решат.

Вскоре к мужикам выходит один из ассистентов режиссера, записывает фамилии актеров-добровольцев и вызывает их по одному в гостиницу – за костюмами.

— Там у них этой фашистской формы – на целый полк, – рассказывает Саша. – Чтобы на любого человека можно было размер подобрать.

Спустя полчаса уже все 16 статистов переодеты в зеленую униформу нацистских диверсантов и готовы потрудиться на благо рейха и "Мосфильма".

Специальный автобус отвозит бутафорских гитлеровцев в Кирилло-Белозерский монастырь, одна из частей которого по воле режиссера переоборудована в тренировочную базу Абвера. ...

ФРЕСКИ РИСОВАЛИ САМИ

Как и предсказывал "фашист" Саша, съемки начались с того, что никто не знал, когда же они начнутся. Переодетые "предатели Родины" засели играть в карты, а я разговорился с художниками-декораторами, вносящими последние штрихи в помещения для съемок.

— Все сделано по предварительным эскизам, – декоратор Владимир Ярин разворачивает рисунки с проектами. – Мы специально ездили сюда, подбирали место для съемок. Конечно, если бы монастырем владела церковь, кино вряд ли сюда пустили бы. Но поскольку он является музеем, режиссер договорился о разрешении с Минкультуры. Мнимая школа Абвера у нас состоит из двух помещений: учебный класс и спальня. Нам хотелось, чтобы в этих помещениях обязательно были фрески. Но ведь под настоящими росписями снимать никто не позволит. Поэтому мы сделали фотообои – наклеили их на своды, немножко состарили, и теперь не только в кадре, даже вблизи их не отличить от настоящих.

Фрески у декораторов действительно получились натуральными. И не только они. Каждый день режиссер требует самые разные предметы той эпохи, которые должны затем появиться в кадре: мебель, разная утварь. Я застал художников за вырезанием денег и изготовлением десяти пачек немецкого чая образца сороковых годов.

— Рейхсмарки делать – это еще что, – рассказывает декоратор Александр Завалин. – Мы как-то снимали фильм про бандитов. Понадобилось несколько миллионов бутафорских долларов. Я их всю ночь делал, а утром пошел побриться, и в комнату в гостинице зашла уборщица. Она была просто в шоке – посреди номера стоял целый ящик баксов. Не знаю уж, что она про мои заработки подумала.

Кроме двух помещений, под фашистскую базу переоборудован один из внутренних дворов монастыря – так называемая монастырская "тюрьма" возле Троицких ворот. На этой площадке выстроили ограждение из колючей проволоки, вышки для пулеметчиков, а гараж местного священника превратился в огромную трибуну с нацистским орлом и флагами рейха. Кстати, с этими знаменами была отдельная история. Бедные экскурсоводы музея устали объяснять пожилым немецким туристам, что эти флаги вывешены не в честь их приезда.

По словам актеров из массовки, звезды экрана, Миронов и Фоменко, в жизни оказались довольно простыми в общении, без всяких признаков звездной болезни. И правда, условия в вагончиках, где живут на съемках артисты, довольно скромны. А когда на съемочную площадку подъехала пыльная "Мицубиси" с битыми бамперами, мне даже в голову не пришло, что в ней может ехать Миронов.

"ЭТО НЕ СЕРИАЛ!"

Ждать возможности пообщаться со знаменитым актером мне пришлось довольно долго. Закрывшись с режиссером и сценаристом в фургончике, деятели искусств устроили совещание. Насколько можно было понять по отрывочным фразам, некоторые вопросы планерки были даже смешными: один из актеров никак не хотел погибать. Просил оставить его героя в живых, чтобы еще посниматься. Наконец, Евгений освободился и согласился ответить на несколько моих вопросов:

— Вы играли разных героев: добрых и злых. А в этом фильме получается, что Вам приходится играть одновременно и того, и другого. Кем приятнее быть: героем или злодеем?

— Нельзя сказать, кем приятнее. Здесь больше подходит слово "интереснее". Мне лично больше всего нравится напряжение. Ведь моего героя множество раз могут разоблачить. И вот эта игра положений, когда он в каждую минуту может засыпаться, но все же выбирается, – самое интересное.

— Многие Вас помнят по роли князя Мышкина в фильме "Идиот". Это был один из первых серьезных сериалов на нашем экране. Как по-Вашему, можно назвать нынешнюю картину серьезной?

— Я бы не стал называть "Апостола" сериалом. Это, скорее, многосерийный телевизионный художественный фильм. Киноэпопея вроде "17 мгновений весны". Мы стараемся над каждым эпизодом работать максимально детально, чтобы в итоге фильм получился действительно глубоким.

— Успеваете ли параллельно со съемками работать еще над чем-то?

— Конечно, нет. Может быть, когда в сентябре будет перерыв, я буду работать над спектаклем в своем театре. А потом, в январе, опять будут съемки в Серпухове, Москве и Тунисе.

— А как Вам в Кириллове? Понравилось?

— Чудесно. Просто чудесно. По крайней мере, то, что я увидел, меня просто потрясло. Даже не ожидал такого. На меня произвел большое впечатление Ферапонтовский монастырь. Красивое место. Мне там настолько понравилось, что я съездил туда два раза. И если выдастся возможность, поеду еще раз после съемок.

Целый день, проведенный на съемочной площадке "Мосфильма", так ничем и не закончился. Совещание сменилось обедом, обед перерывом, перерыв перекуром, и в конце концов киношники в тот день так ничего и не сняли. Впрочем, время у них еще есть – в Кириллове они пробудут до середины сентября.