НИКИТА МИХАЛКОВ: Я УЖЕ НИЧЕГО НЕ МОГУ ИСПРАВИТЬ В СВОЕМ ФИЛЬМЕ, МОГУ ЕГО ТОЛЬКО ЗАЩИЩАТЬ

Газета "Комсомольская правда"
23.05.2010
Стас Тыркин

На премьере "Утомленных солнцем 2" на Каннском фестивале публика стоя аплодировала 20 минут

Пресс-показ в 8.30 утра прошел в полупустом зале: фильм поставили на последний день, когда многие журналисты уже уехали. Но на официальный показ картины вечером "приглашения" в фестивальных службах расхватывали, как горячие пирожки (билетов в Каннах не продают), по каковой причине многие страждущие попасть на обросший слухами и скандалами фильм не смогли этого сделать.

На официальной премьере картина Михалкова сорвала громогласные аплодисменты: публика в партере и на балконе главного фестивального зала Люмьер стоя аплодировала творческой группе без малого 20 минут. Режиссер не скрывал своего счастья и горячо обнимал Олега Меньшикова. На показе же для прессы особых оваций не было, как не было, впрочем, и свиста.

Ощущения того, что "Утомленные солнцем 2" (далее "УС2") всколыхнули европейскую общественность, не возникло. В приватных разговорах зарубежные критики говорили о том, что особого смысла в картине Михалкова они не видят, но некоторые сцены им все же понравились. Зал на пресс-конференции был почти полон, хотя примерно половину собравшихся составляли соотечественники режиссера.

Сообщения о том, что, укорачивая фильм для международного проката ("Предстояние" будет там на полчаса короче), Михалков обошелся без сцены с цыганами и эпизода сожжения амбара, оказались неверны. Ни от одного эпизода своей трехчасовой фрески полностью он не избавился. Удалили небольшие куски, непонятные для зарубежного зрителя. Например, игру курсантов в буриме или радостный танец немца в связи с попаданием бомбы в крышу церкви. Нет в европейской версии "УС2" и крылатых танков, а железные ногти Котова демонстрируются по минимуму. Возможно, Михалков учел жесткую критику "УС2", прозвучавшую на родине, и постарался избавить международный вариант от совсем уж очевидных нелепостей. Зарубежные монтажеры, говорил Михалков, поначалу оставили в фильме один только "экшн", выкинув за ненадобностью весь "воздух". Михалков вернул "воздух" на место, таким образом, обе версии – и полную, и кастрированную – он считает авторскими.

Вообще пресс-конференция прошла без особого огонька, хотя каннские старожилы помнят, как зажигал Михалков, представляя на фестивале "Сибирского цирюльника". Также присутствовавшие Надя Михалкова и Олег Меньшиков не проронили ни звука, поскольку все вопросы адресовались режиссеру.

Сначала Михалков разоблачил инсинуации французской прессы, утверждавшей что "УС2" – картина просталинская. "Этот фильм не за и не против Сталина, – сообщил Михалков. – Это фильм о любви. Причем о любви отца и дочери." На вопрос о том, что объединяет его с Котовым, он сказал, что объединяет как раз таки любовь к дочери Наде.

Интересовало зарубежных журналистов и то, что произойдет в "УС3". На это Михалков отвечал, что в "УС3" герой Меньшикова наконец-то прихлопнет бабочку, надоедливо порхающую вокруг него весь первый фильм. А вот как ответил Михалков на тревожащий многих вопрос об исторических неточностях в его картине: "Современные школьники вообще ничего не знают об этой войне, поэтому им все равно, в каком году на самом деле появились штрафбаты – в 1941-м или 1942-м". По поводу претензий ветеранов режиссер беспечно заявил: "Ветераны свое кино о войне уже получили". Дескать, новое кино про войну уже не для них.

Живой интерес западных журналистов вызвал эпизод путешествия Нади на мине. "Мина должна быть живым существом, – терпеливо объяснял Михалков. – Надя разговаривает с ней не потому, что ей не с кем поговорить или она сумасшедшая. Мина не уходит от нее, пока она ее не погладит, с нею не попрощается. Это поэтический элемент, а не хитроумная выдумка бывшего режиссера", – самокритично заключил он.

Разумеется, не мог не прозвучать и вопрос об авторитаризме Михалкова по отношению к его коллегам в российском кино. Михалков потребовал от француженки привести примеры его недостойного поведения. Та пасовала. В качестве доказательства того, как легко можно ошельмовать человека, Михалков добил несчастную сообщением о том, что он видел ее обнаженной, когда она продавала пирожки. "Я высказываю свою точку зрения, а мои оппоненты сразу называют меня узурпатором", – пожаловался Михалков. С его слов выходило, что он и есть единственный демократ в российском кинематографе.

Завершилась пресс-конференция на приподнятой ноте. Михалкова спросили о коммерческом и критическом провале "УС2" на родине. "Какое счастье, что я могу все рассказать!" – вскричал режиссер. И привел цифры. На "УС2" и "УС3", а также телесериал по их мотивам было потрачено всего 40 миллионов долларов (хотя журнал Никиты Михалкова "Свой" давал цифру в 37 миллионов евро, а это другие деньги), при этом от государства было получено всего 2 миллиона – по одному на каждую серию. Все остальное – частные инвестиции.

"А критики должны быть счастливы, что за такие деньги в России снимают артхаусное кино. Они ведь любят авторские фильмы", – заключил Михалков. По всей видимости, после прокатной неудачи "УС2" на родине, он перестал числить свой фильм по ведомству "большого стиля" и считает его сейчас небольшим авторским экспериментом, чем-то вроде его же "Пяти вечеров".