НЕДВИЖИМОСТЬ КАМЕРНОГО ТИПА

Газета "Коммерсантъ"
11.04.2005
Олег Кузьминский

Ежегодно в Москве снимаются десятки кинофильмов, телесериалов, музыкальных клипов и рекламных роликов. Причем не только в павильонах киностудий, но и в жилых зданиях, офисных комплексах и торговых центрах. Создатели экранной продукции готовы платить немалые деньги владельцам фактурных помещений. А также специальным маклерам – location-менеджерам, подбирающим необходимую для съемок натуру.

Об удачном выборе площадок для натурных съемок (а это все, что снимается вне павильона) в дирекциях съемочных групп говорят как об одной из главных составляющих успеха будущего фильма, сериала или клипа. Ведь проблемы, связанные с отсутствием качественной натуры, до конца не смогут решить даже самый талантливый режиссер с самым талантливым оператором. Именно поэтому основная часть подготовительного периода съемок, а это, как правило, несколько недель, уходит на поиск соответствующих творческому замыслу и отвечающих сценарию квартир, ресторанов, офисных комплексов и прочих объектов недвижимости. ... Эту работу выполняют специалисты по недвижимости, составляющие закрытое сообщество и располагающие собственными базами данных по объектам, потенциально подходящим для разного рода съемок.

Теоретически большинство эпизодов любого фильма можно было бы снимать в павильонах того же "Мосфильма". Но кинопродюсеры считают это плохой идеей. И дело не только в том, что павильонные декорации никогда не смотрятся на экране абсолютно реалистично. По словам location-менеджера Никиты Дмитриева, возведение трехкомнатной квартиры в павильоне "Мосфильма" обойдется в сумму не менее $70 тыс. Это слишком большие расходы, и, как правило, продюсерская группа требует найти настоящую квартиру за меньшие деньги и, естественно, с соответствующими сценарию параметрами. Задача не из легких. Во-первых, нужна жилплощадь не менее 150 кв. м, чтобы было где разместить съемочную группу. Во-вторых, большинство комнат должны быть смежно-изолированными, чтобы обеспечить камере "точки отхода". Ну, и самое главное – стильные интерьеры, которые можно найти только в квартирах богатых людей, причем не лишенных вкуса. ...

С частными собственниками жилых и нежилых помещений съемочным группам худо-бедно договариваться удается. В большинстве случаев им идут навстречу и берут за каждый съемочный день всего несколько сотен долларов; фактически это расходы на электроэнергию и клининг – чистку-уборку использованного помещения. ... Одно неизменно: после съемок квартира должна выглядеть так же, как до них.

Девелоперские компании, предоставляющие для съемок вестибюли, придомовые участки и пустующие квартиры своих домов, как правило, настроены более лояльно. В Москве безусловный лидер по количеству запросов о проведении съемок – "Дон-Строй". Компания заявляет, что всегда идет навстречу пожеланиям съемочных групп. По словам руководителя отдела по работе со СМИ "Дон-Строя" Екатерины Вертячих, "не успел из пентхауса "Алых парусов" выселиться главный герой сериалов "Next-2" и "Next-3" Лавр (актер Александр Абдулов), как туда последовательно вселились боксер Артем Колчин (актер Денис Никифоров) из фильма "Бой с тенью" и хирург Евгений Ветров (актер Евгений Миронов) из фильма Егора Кончаловского "Побег"". ... В результате "Дон-Строй" поставил своеобразный рекорд: эпизоды сразу трех активно рекламируемых фильмов этого года – "Бой с тенью", "Побег", "Дети Ванюхина" – снимались на территории "Алых парусов". Екатерина Вертячих сообщила "Деньгам", что "Дон-Строй" берет со съемочных групп только плату за электроэнергию и чистку помещений после их ухода ($300-500), предоставляя свои объекты на две-три недели исключительно за упоминание (в виде благодарности) компании в титрах фильма. ...