ПОСЛЕСЛОВИЕ К "НИКЕ". ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕЙ

Владимир Яценко
(из личного архива Евгения Миронова)

Среди наиболее ярких и значительных событий ушедшего года в мире российского кино традиционное, девятое по счету вручение профессиональных премий "Ника" стоит особняком. Во-первых, церемония проходит в канун Нового года, то-есть, подводится как бы некий балансовый итог сделанного за определенный временной промежуток. Во-вторых, в отличие от различных фестивалей, конкурсов и смотров, где подчас преобладают ведомственные, тематические и откровенно конъюнктурные, кланово-финансовые интересы, порождающие массу сплетен, интриг и слухов, "Ника" выглядит подчеркнуто нейтрально, с весомой претензией на объективность, Вручают ее не за громкое имя или почетное звание, а за конкретную работу в конкретном фильме. И все. И никаких дополнительных привходящих моментов.

Так по идее должно быть. Так, наверное, по-преимуществу и было последним воскресным вечером минувшего декабря (не стоит, однако, забывать, что смотрели мы по ТВ запись, а не прямую трансляцию). И все же вряд ли ошибусь, если скажу, что у многих наблюдавших церемонию вручения и видевших фильмы, чьи авторы пробились в номинанты, осталось ощущение странности, неудовлетворенности какой-то, пусть неявной, несправедливости. ...

Мне, если хотите, повезло. Равно как и еще двум-трем десяткам саратовцев, посмотревшим "Мусульманина" на нормальном экране в кинотеатре "Победа" весной прошлого года. Повезло и в конце лета, когда в рамках "Кинотавра" в Саратове в "Пионере" был показан только что законченный Сергеем Газаровым "Ревизор". Это я к тому, что, если "Ника" не прикажет долго жить и доберется-таки в конце года к своему десятилетнему юбилею, Евгений Миронов, виртуозно исполнивший Хлестакова, просто обязан быть среди номинантов на приз за лучшую мужскую роль. И к тому еще, что на мой, абсолютно субъективный взгляд, роль, сыгранная Женей в "Мусульманине", просто несопоставима с ролью вэдэвэшного генерала из "Особенностей национальной охоты", за которую получил "Нику" прекрасный актер Алексей Булдаков. Несопоставимы прежде всего по уровню драматургии, по тому, какие требования она, драматургия, выдвигала перед актерами, какого внутреннего накала и самоотдачи от них ожидала. Иначе говоря, степень сложности актерских задач в картинах Хотиненко и Рогожкика явно неравноценна, что и вызвало недоуменную реакцию у части аудитории – и той, что находилась в зале Дома кино, и той, что наблюдала церемонию по телевидению. ...