ВСЕ ПОДРОБНОСТИ ПРЕМЬЕРЫ КИНО-АЛЬМАНАХА "МОСКВА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!"

Газета "Аргументы и факты"
02.09.2010
Наталья Витвицкая

... Под проливным дождем и пронзительным ветром встречал дорогих гостей "Пушкинский". Автор и креативный продюсер проекта Егор Кончаловский не стал дожидаться "особо важных персон" на улице, а почти час стоял у входа, отбиваясь от журналистов. За это время он успел дать практически полноценное интервью. Егор Андреевич заверил, что свой проект создавал с чистого листа, – "Вот вам крест святой, я не видел ни "Парижа", ни "Нью-Йорка". Рассказал, за что любит Москву – "я лично люблю Москву за то, что это моя родина, за то, что я вернулся в нее, прожив 8 лет в Лондоне, за то, что здесь мне платят деньги и я востребован". Поделился Кончаловский-младший и тем, какое место в Москве – его самое любимое: " Это лифт в моем подъезде. В нем всегда такие философские надписи. Вчера вот видел – "Слава в Киев не поедет".

Рассказал он и про понты: "Понты... это, конечно, дело хорошее. Есть у меня знакомый один, он ездит на "Ягуаре", а спит на раскладушке в коммуналке. Вот это я понимаю – понты".

Самым лучшим артистом, с которым он работал, Егор Кончаловский назвал Евгения Миронова. –"У него непревзойденная внутренняя магия, актерское волшебство". Не удержался потомственный режиссер и от некоторого кокетства: "В фильме 18 новелл, у меня любимые всего три: "Объект номер один", "Этюд в светлых тонах" и моя". Похвалил себя Кончаловский и когда вышел на сцену представлять съемочные группы. "Я горжусь собой. У меня хватило сил довести все это до конца!"

Оценивать то, что у него получилось, пришло немало звезд. Одно было странно: великолепные актеры, сыгравшие в новеллах, премьеру проигнорировали. Не было ни Миронова, ни даже Федора Бондарчука с семейством. Отдувался за "своих" один Костя Крюков с неизменной подругой. Актер сказало, что хочет увидеть кино, потому что любит Москву. "Здесь прошли самые страшные мои дни и самые счастливые. Я люблю этот город". ... Из минусов, которые отмечают недоброжелатели: Москвы в фильме почти нет, она – только фон для личных историй. В ответ на опять-таки критические выпады в свой адрес, Кончаловский заявляет, "Что касается рекламных видов – на мой взгляд, важнее все-таки человеческая составляющая. Я бы очень любил Париж, если бы не было парижан. Климат делают все-таки люди, а не сталинские высотки". К тому же цели показать город у него не было. А была – показать москвичей.

Но главное в этом новом фильме, разумеется, актеры. Те, чьи работы стоит отметить особо – Федор Бондарчук, Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, Любовь Толкалина, Евгений Стычкин, Максим Суханов, Иван Охлобыстин, сам Кончаловский и Артем Михалков.

В новелле "В центре ГУМа у фонтана" Екатерины Двигубской сыграли Дмитрий Дюжев, Наталья Фатеева, Альберт Филозов, Любовь Толкалина. И именно они "спасли "новеллу от фальшивой интонации. Позитивное настроение очевидно здесь, как в никакой другой новелле. И заветная встреча, даже спустя 20 лет, неизбежна. "Москвичи", напротив, показали Москву бандитскую. Этот метр снял сам Егор Андреевич, а сценарий написал экс-поп Иван Охлобыстин. В их версии Москву населяют негры и кавказцы. Сатирические нотки вкупе с выдающейся анимацией также выделяют этот фильм из общей очереди.

Самая грустная история получилась у Веры Сторожевой ("Скрипач"). Здесь Евгений Миронов играет киллера, который ценой своей жизни спасает маленькую девочку-цыганку. Почти анекдот сняла Александра Касаткина. В ее "Mosca ti amo" Светлана Иванова играет студентку, влюбленную в итальянца (единственный иностранный актер в кино: Джулиано ди-Капуа). Любовную идиллию нарушает милиция, решившая потребовать у итальянца регистрацию.

Еще один потомственный киношных дел мастер Артем Михалков снял эпизод под названием "Job" (сценарий опять-таки Ивана Охлобыстина). Григорий Антипенко изображает из себя безработного, который устраивается на работу в зарубежную фирму. Его чуть ли не пытают на собеседовании, в результате которого он на работу все-таки устраивается. И становится огромной плюшевой сосиской, раздающей рекламу на подступах к Красной площади. Идею Артем Никитич позаимствовал из собственного опыта: "Был у меня такой случай, когда меня как артиста брали на работу, и я подписывал договор с одной иностранной компанией. И там были такие пункты, ну, просто смешные, я думал, нереальные".

В другой, почти что философской новелле Артем Михалков из режиссера превращается в актера. В "Настоящей жизни" он играет внука, Александр Пашутин – умирающего деда. Оба встречают рассвет на утренней пробежке, и дед умирает. Самые яркие и пронзительные фильмы получились у мэтра Георгия Натансона и Василия Чигинского. Первый рассказал о китаянке-скрипачке ("Письмо бабушке Уйне"), второй – о работнице метростроя, которая по ночам рисует солнечные картины ("Этюд в светлых тонах").

"Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова —маленький шедевр. В новелле нам показаны два друга-высотника –за работой на статуе Рабочего и Колхозницы, на церетелиевском Петре, и, наконец на "объекте № 1" – кремлевскей звезде...

... В общем, все с этим кино получилось так, как должно было. Слишком разные режиссеры снимали романтическое нечто. Самый большой его минус (несмотря на все отговорки авторов) – фильму явно не хватило интонации любви к городу, в котором и летом, и зимой (из 18 только одна новелла – зимняя) есть чему удивиться и чему порадоваться. Зато светлая интонация вышла очевиднее некуда. Мораль большинства московских кино-басен незамысловата, но трогательна: в Москве живут разные люди разных профессий, национальностей, менталитетов... у них у каждого своя беда и свое счастье. Но что бы ни случилось, они верят в удачу и в себя. Любят близких и никогда не опускают руки.

В прокат фильм выйдет в двух версиях – полной, из 18 новелл, которая выпускается всего лишь в 25 копиях и будет показываться в артхаусных ("умных", как назвал их Кончаловский) кинотеатрах, и сокращенной – из 15 новелл (300 копий).