ПЕРЕДАЧА "ИНДУСТРИЯ КИНО": "МОСКВА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!"

rus.ruvr.ru
31.08.2010
Иван Кудрявцев

Жанр киноальманаха приобретает все большую популярность. Несколько небольших историй, снятых разными режиссерами сплетаются в один фильм, объединенный одной темой. В 2006 году французские продюсеры сделали самый известный и популярный на сегодня киноальманах "Париж, я люблю тебя", посвященный французской столице. После его оглушительного успеха спустя два года появился второй фильм, посвященный Нью-Йорку. Теперь пришло время признаться в любви российской столице. "Москва, я люблю тебя!" не имеет прямого отношения к вышеназванным мировым киноальманахам, она лишь сделана по их подобию.

Создатели уверены, картина никого не оставит равнодушным. Ряд прославленных отечественных режиссеров сняли несколько новелл. Алла Сурикова, Екатерина Двигубская, Олег Фомин, Вера Сторожева, Иван Охлобыстин создали почти два десятка смешных романтических и трогательных историй о Москве. Сюжет каждой пятиминутной короткометражки – законченное кинопроизведение, яркий кусочек из жизни российской столицы, рассказывающий об отношениях между людьми, о встречах, расставаниях, утратах и обретениях. Главный герой, объединяющий новеллы в единый фильм, – это, конечно же, город Москва.

Перед двумя десятками именитых российских режиссеров была поставлена непростая задача – написать позитивный сценарий и уложиться в пять минут экранного времени. По признанию создателей проекта, первое условие им все-таки удалось отстоять за счет жесткого отбора сценариев, а со вторым были проблемы. После утверждения концепции, авторам предоставлялась полная свобода. Одним из тех, кто сумел выдержать все требования, оказался известный актер Артем Михалков, для которого участие в альманахе стало дебютом в режиссуре.

АРТЕМ МИХАЛКОВ, АВТОР СЦЕНАРИЯ И РЕЖИССЕР ОДНОЙ ИЗ НОВЕЛЛ: "Условия были такие: ты приносишь свой сценарий, ты утверждаешь артистов и свою творческую группу. Но прежде всего был сценарий. После его утверждения можно было говорить, что нужен такой-то оператор, такой-то монтажер, такой-то актер. Сам ты переговоры не ведешь. Всю съемочную и организационную базу представляли продюсеры. И это было очень важно!"

Сопродюсером проекта, его художественным руководителем и автором одной из новелл стал сам Егор Кончаловский. По его словам, этот альманах рождался в муках. Кончаловский признается, что столкнулся с грандиозной проблемой – неумением отечественных режиссеров работать в жанре короткого метра. Из-за этого возникло множество проблем с продолжительностью картины. В июне 2010 года, во время премьеры альманаха на Кинотавре в Сочи Кончаловский прямо признался, что проект стал едва ли не самым сложным в его жизни.

ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ, РЕЖИССЕР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: "Каждая пятиминутка – это автограф автора. И, собственно говоря, наверное, поэтому мы и смогли закончить этот проект, потому что финансовые условия были для режиссеров не самые выгодные. Я два года с этим проектом уже сижу, и меня даже немножко подташнивает. Но это нормальная реакция, у меня так всегда бывает. Кстати, от нашей прокатной компании поступило предложение сделать один вариант фильма чуть покороче, и, думаю, после "Кинотавра" мы встретимся и обсудим этот вопрос подробнее, ведь в этом есть здравое зерно".

Предложение кинопрокатной компании пришлось принять во внимание. Изначально авторы рассчитывали, что в картину войдут 20 полноценных пятиминутных историй. Затем в связи с финансовыми сложностями альманах "похудел" до 18 короткометражек. За лето по настоятельной просьбе прокатчиков создатели картины были вынуждены сократить картину еще раз. В результате "Москва, я люблю тебя!" выйдет в кинотеатрах сразу в двух версиях. Одна – стандартная кинотеатральная – будет состоять из 15 историй. Другая, режиссерская, из 18 новелл.

Производство картины обошлось ее создателям в 2,5 миллиона долларов. При этом производство каждой новеллы стоило по-разному. Средняя цена – по 100 тысяч долларов за пятиминутку. Продюсер проекта Юрий Глоцер признается, что окупить такие затраты с ходу будет нелегко. К тому же проект обошелся без финансовой поддержки от государства. Небольшие деньги от федерального агентства по культуре и кинематографии поступили лишь на этапе подготовки к выходу картины на экран.

ЮРИЙ ГЛОЦЕР, ПРОДЮСЕР ПРОЕКТА: "На последней стадии нам Госкино помогло. Я просто помню, что когда фильм уже закончился, нам наконец дали немного денег на пост-продакшн".

Производство картины растянулось на 2 года. За это время создатели картины смогли, как они утверждают, максимально приблизиться к тому продукту, который собирались создать. Оценить их усилия все желающие смогут уже с 1 сентября. Именно тогда альманах появится более чем в 500 кинотеатрах страны.