ЧЕТВЕРО ИЗ "ЛЮБВИ"

Журнал "Экран"
10.1992
Александр Колбовский

То ли квадрат, то ли трапеция... То ли еще какое-то мне неведомое геометрическое изображение, но непременно с четырьмя углами-узлами. Фильм "Любовь" – концерт для камерного оркестра с четырьмя солистами, и у каждого – свой чистый голос, своя тональность и своя мелодия. Мелодии переплетаются, но спутать их невозможно.

МАША. Еврейскую девочку Машу играет украинская девочка Наташа. Не похожа на свою героиню вовсе, то-есть просто анти-Маша. Шумна, говорлива. Откуда в глазах симпатичной московской студентки родом из Харькова вся скорбь еврейского народа? Как эти веселые глаза стали в одночасье мудрыми? Откуда неторопливость, закомплексованность, затравленность?..

Прочитала в первый раз сценарий и обревелась. Отдала, решив, что никогда не сможет достичь такой высоты. Потом Валерий Тодоровский принес ей сценарий еще раз. Как она говорит, роль далась через "поломать себя". Режиссер укрощал ее темперамент, а самое главное – помогал понять психологию тихой еврейской девочки. "Наташа, она не может кричать", – повторял он...

"После этой картины я стала осозновать какие-то вещи, которых раньше на замечала. Понимать что-то не через радость, а через то, как больно бывает... Как трудно тем, кто не похож на большинство людей..."

Наталье Петровой 21 год. С детства мечтала стать актрисой и стала ею. Хочет быть знаменитой, играть Шекспира и Чехова, попробовать себя в так называемом легком жанре. В Щукинское училище поступила с первой попытки. Уже снялась в фильмах "Закон", "Нога", "Любовь на острове смерти", только что сыграла главную роль в фильме В. Лонского "Вынос тела".

ВАДИМ. Сам он с этим категорически не согласен, но мне кажется, что из всей четверки Дима более других похож на своего героя. Даже имена у них оказались похожи. Впрочем, это скорее всего случай.

Есть в Москве 123-я школа с театральным уклоном. Еще школьником он играл Маугли в спектакле Молодежного театра на Красной Пресне. Дима невероятно пластичен и на сцене, похоже, может все. Я видел его в студенческом спектакле, где вместе с однокурсниками он разыгрывал уморительно смешные клоунады, классно танцевал и фехтовал... Родители не узнали его, когда он вышел на сцену в гриме Мышлаевского из "Белой гвардии". А в ленкомовском шлягере сезона, мюзикле "Бременские музыканты", Дима играет Трубадура: на радость детям и взрослым (которых в зале больше, чем детей) носится колесом по сцене, брэйкует, акробатствует и дурачится...

Во время съемок они почти вовсе не пользовались сценарием. Просто не было в том необходимости. Режиссер только говорил им: "Вы должны пройти от этой точки к этой". Они шли. К тому же параллельно развивались собственные отношения с партнершей, что, впрочем, к теме данной статьи особого отношения не имеет.

Дмитрий Марьянов впервые сыграл главную роль в фильме Г. Юнгвальд-Хилькевича "Выше радуги". Вместе с одноклассницей и однокурсницей Наташей Щукиной снялся в "Дорогой Елене Сергеевне" Э. Рязанова. Его имя знает театральная Москва: собираясь на "Бременских музыкантов", многие идут именно "на Марьянова". Легкий, изящный, с идеальным чувством юмора – Дима еще покажет себя...

МАРИНА. По-моему, очень добрый и симпатичный человек. Это я не о Марине из совминовского дома на улице Грановского, а о Тане из Сибири. Вот странное сочетание: изнеженная Марина и Таня, выросшая в крошечном Батагае – поселке неподалеку от Верхоянска. Напомним: Верхоянск – полюс холода, зимой там мороз до 68 градусов.

"Я счастлива, что там выросла. В нашем поселке жило всего человек 400 – через него шло снабжение полярной авиации. У нас были какие-то добрые, чистые отношения. Мы росли болотными детьми, кругом тундра – бояться некого. Папа воспитывал меня мальчишкой – бегала на лыжах, играла в теннис..."

В 16 лет прилетела с мамой в Москву. Думала поступать в институт легкой промышленности, но мама уговорила попробоваться на актерский. С ходу попала в Щепкинское училище. Через три семестра, решив, что актрисы из нее не получится, забрала документы и отправилась в вышеупомянутый "легкопромышленный". Была в этом не одинока – разбежался почти весь курс. Спустя еще некоторое время, комплексуя, что она уже "старая кошелка", поскольку исполнился – о ужас! – 21 год, подала документы в Щукинское. За неделю до экзаменов попала в автомобильную катастрофу, отлежалась и с ходу поступила в свой третий вуз. На этот раз, кажется, она его наконец закончит.

Пока не могу определить границы ее возможностей. На сцене студенческого театра она играет классику, но одповременно танцует индийский танец с зажженными свечами и пластико-ритмические этюды...

Ей везет на хороших людей. Еще – на талантливых. Хотя, признаюсь, мне не слишком нравятся ее первые киноработы. Там используют скорее эффектные внешние данные. Впрочем, она и сама это понимает. Она вообще все прекрасно понимает, вполне трезво себя оценивает. Даже, мне показалось, чуточку недооценивает...

Татьяна Скороходова снялась в главных ролях в фильмах "Наш человек в Сан-Ремо", "Дина", "...по прозвищу "Зверь". О "Трех сестрах" в Щукинском училище говорят как об одном из главных событий театрального сезона.

И еще. Наталья Петрова, Дмитрий Марьянов, Татьяна Скороходова учатся на одном курсе. Возможно, вскоре из этого курса родится новый московский театр. А пока они играют на сцене училища. Очень волновались, понравится ли руководителю курса Юрию Авшарову фильм "Любовь". "Я впервые за много лет увидел хорошее актерское кино" – так оценил педагог их работу.

САША. Что говорить о Жене, сыгравшем главного героя "Любви", если о нем уже опубликованы пространные статьи, если жюри фестиваля "Кинотавр" наградило его призом за лучшую роль, если он уже выдвинут на соискание "Ники"?.. Что говорить, если театралы давно заметили худенького паренька из Театра-студии Олега Табакова, а самые именитые кинорежиссеры – Митта, Петр Тодоровский, Швейцер – наперебой приглашают его в свои картины. А его голос услышал Андрон Михалков-Кончаловский: в "Ближнем круге" Том Хольц будет говорить Жениным голосом.

Он из Саратова. Учился в театральном, потом приехал поступать в Москву в мхатовскую школу-студию к Табакову. Мастер взял его сразу на второй курс с испытательным сроком в полгода. Потом взял в свой театр. Все вроде бы шло ровно и спокойно. Впрочем, это только кажется, что Женя легко "покорил Москву". Он убегал с занятий и отсиживался на Центральном телеграфе, ему приходилось собирать все силы в кулак, чтобы преодолеть провинциальные комплексы, забыть о них и думать только об одном, об одном, об одном... О профессии, которая для него все. О театре, который стал для него домом. В самом прямом смысле: он тут днюет и ночует, обедает, спит. Живет по соседству в общежитии. Вместе с родителями, которых перетащил из Саратова в Москву. Мама в его театре билетер, папа – рабочий. Друг без друга они не могут.

Эта роль нашла его как чудо. Театр отправлялся в Америку, и Женя бросал жребий – ехать ли на гастроли или сниматься у Тодоровского. Выпала "Любовь".

Он не может позировать. Просто не умеет быть моделью, типажом. Иногда ему кажется, что занимается не своим делом. Иногда ловит себя на том, что запоминает свое состояние, фиксирует его с тем, чтобы воспроизвести в нужный момент. Когда-нибудь...

Евгений Миронов играет главные роли в спектаклях "Билокси Блюз", "Прищучил", "Матросская тишина", "Звездный час по местному времени", занят и в двух мхатовских спектаклях. Снялся в фильмах "Жена керосинщика", "Перед рассветом", "Затерянный в Сибири", "Как живете, караси?", "Анкор, еще анкор!". Вообще снимается много. Надеется попробовать себя у лучших режиссеров мира, с самыми первоклассными партнерами. Потеряться рядом с ними не боится.

То ли квадрат, то ли трапеция... Эта картина соединила четверых, и как бы потом судьба ни распоряжалась ими, мы все равно будем помнить, что они вышли из "Любви". Из любви друг к другу и ко всем, кто их понимает.

С любовью к своим героям.