ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ

20.11.1992
Л. Зелькова
(из личного архива Евгения Миронова)

Крупнейший московский кинотеатр "Художественный" первым решился на премьерный показ уже ставшей знаменитой картины "Любовь", снятой по-прежнему молодым режиссером Валерием Тодоровским.

"Любовь – не кукла жалкая в руках у времени, стирающего розы на пламенных устах и на щеках... И нестрашны ей времени угрозы..." – писал Вильям Шекспир еще в XVI веке. Любовь – первое легкое дыхание чувства и первая горечь непонимания. Любовь – наши чудесные открытия и трагические потери. "Любовь" – блестяще сыгранный квартет молодых актеров Евгения Миронова, Натальи Петровой, Татьяны Скороходовой и Дмитрия Марьянова, последняя роль замечательной актрисы Натальи Вилькиной. И ножиданное амплуа Вии Артмане. Отголоски "Маленькой Веры", исполненные Львом Дуровым и Раисой Рязановой... И все это – дело рук одного человека: сценариста и режиссера Валерия Тодоровского, признанного на недавнем фестивале "Созвездие" самым актерским режиссером.

Надо оказать, что "Любовь" – картина удивительная. Первая комедия, сменившая чернуху на экране. Первый фильм, получивший безоговорочное признание критики, заслуженно обласканный "Кинотавром", Каннами, Торонто, Лондоном, актерскими фестивалями в Женеве и на Руси. Первая абсолютно зрительская картина, обещающая повторить кассовый успех "Маленькой Веры". Фильм для нас и про нас, для них и про них – фильм о мальчиках и девочках, генеральских вдовах и зубных техниках... О людях, личностях, живущих в огромном сером городе. 28-летний Валерий Тодоровский отыскивает их в огромной серой толпе: "Есть такое понятие, как телефонный террор. Я знал старуху, которую звонками довели до инфаркта. И она умерла. С одной стороны, я делал картину про то, как национальное несоответствие людей рушит человеческие отношения, дружбу, любовь – все. А с другой – я хотел снять такую крепкую, иногда веселую, иногда грустную историю – ностальгическую картину про то ощущение своей собственной юности, которое у меня пока еще сохранилось. Оно, наверное, скоро кончится. Я его забуду. Но пока я еще об этом помню, мне хотелось рассказать историю, которая начнется с ничего – с разговоров о женщинах, о сексе, – и медленно-медленно перерастет в драму".

Я не стану раскрывать вам содержание "Любви". Впрочем, этот фильм столь легок и красив, изящен и ироничен, пронзителен и чуток, музыкален и нежен, что смотреть его можно не раз и не два. Так же, как и любить.