ИГРА В СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Газета "Смена"
Евгения Сунцова, Елена Фомина

... Съемки фильма – всегда дело суматошное и человеку постороннему может показаться бессмысленным и хаотичным. Но на самом-то деле каждый здесь подчинен какому-то невидимому закону, все включены в единый механизм кинопроцесса. Кино создают не только режиссер и актеры, но и множество людей самых разных профессий, о которых вы, может быть, и не знали.

Казалось бы, в обязанности помощника оператора (дольщика) входит всего лишь равномерно везти камеру оператора. Но от синхронности его движений с работой оператора в конечном счете будет зависеть качество отснятого кадра. Мы познакомились с помощником оператора – московским фотографом Стасом Ильиным, который работал на картинах Юрия Грымова ("Му-Му"), Валерия Огородникова ("Барак"). Стаса пригласил на съемки петербургский оператор Владимир Клименко. Впервые он попал в кино в 17 лет, когда пришел на студию документальных фильмов, – начинал как рабочий, потом стал помощником оператора. Учился на операторском факультете ВГИКа у известного мастера, работавшего с Андреем Тарковским, – Вадима Юсова.

Обычно каскадеры и пиротехники нужны на картинах, которые снимаются в жанре экшн, в боевиках. Казалось бы, зачем пиротехник на съемках любовной драмы "Игра в стиле модерн"? Но, как вы понимаете, там, где есть убийство, должно быть и ружье, которое по законам драмы обязательно выстрелит. Владимир Понигоровский – пиротехник, но в его ведении находится еще и оружейный склад киностудии "Ленфильм". На этой картине он откровенно скучал – ни взрывов тебе, ни пальбы. Сделать эффект тумана или дымовую завесу – это для опытного пиротехника ерунда. Во время перерыва с ностальгией вспоминает съемки фильма "Чистилище" Александра Невзорова, где что ни сцена, то пиротехнические эффекты.